Підтримуємо Україну у ці важкі для нашої країни дні

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Фома Аквинский


Фома Аквинский

(1224-1274)

Средневековый теолог и философ, один из крупнейших представителей схоластики.

Биография

Св. Фома родился в семье видного итальянского феодала графа Ландольфа близ местечка Аквино в Неаполитанском королевстве. Родители Фомы предназначали ему духовную карьеру, рассчитывая, что он станет аббатом монастыря Монте Кассино, самого могущественного в этой части Италии. Там он и воспитывался с пяти лет. Несмотря на требования семьи, Фома не захотел оставаться в бенедиктинском монастыре и в 1244 году вступил в совершенно новый орден – доминиканский. После обучения в университете Неаполя он отправился в Парижский университет, где и встретился со своим будущим учителем – Альбертом Великим. Вместе с Альбертом Фома провел четыре года в Кельнском университете.

Затем начался период странствований Фомы (по традиции доминиканского ордена). Он посетил самые крупные университеты Рима, Болоньи, Неаполя. Около десяти лет (1259-1268 гг.) он находился в Риме при папском дворе, где закончил начатое еще в Париже произведение «Сумма против язычников» (называемое также "Философской суммой"). Оживление латинского аверроизма побудило Папу направить Фому в Парижский университет.

Ничтожность и суетность всего мирского, в том числе своей работы, открылась Аквинату перед смертью, ее непостижимой тайной и ожиданием встречи с Богом. 7 марта 1274 года по пути в Лион Аквинат скончался в возрасте 54 лет. После смерти ему был присвоен титул "ангельский доктор", а в 1323 году решением папской курии он причислен к лику святых римско-католической церкви.

Основные произведения

«Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)» (1261-1264)
«Сумма теологии» (1265-1273)

Основные идеи

О философии

Фома Аквинский первым попытался ясно описать разницу между философской рефлексией и теологией. Есть две разновидности знания – естественное (философское, научное) и сверхъестественное (знание через веру – благодать). По Фоме Аквинскому, философия как школа естественного созерцания является важным элементом, необходимым для полного развития человеческой природы.

О философии бытия

Сердцем философии св. Фомы является метафизика, философия бытия. В каждом бытии он разграничивает сущность (essentia) и существование (esse). Для него каждая вещь через существование соприкасается с Богом. Но для существования всех вещей необходимо нечто такое, что само по своей природе является существованием. В нем нет разницы между сущностью и существованием, потому что сущность этого нечто является существованием (essentia = esse). Это ядро всякого существования, существование по сущности, св. Фома называет Богом.

Отношение Бога к миру

Бытие, сущностью которого является существование, является причиной всей действительности. Бог находится у источника всякой вещи и все пронизывает: "Бог есть существование всего не по сущности, но как причина". Сама философия открывает нам присутствие Бога абсолютно в каждой вещи в качестве источника существования. Бог есть то, чем "мы живем, движемся, существуем". Бог, находящийся в самой глубине вещей, одновременно с этим бесконечно превосходит каждую вещь. Это тайна, которая не может быть постигнута.

О счастье

Бог как путь, истина и жизнь отождествляется Фомой Аквинским со счастьем: "Бог по своей сущности является счастьем, которое не принадлежит ничему иному". Никто по своему существу не может быть счастлив, но может быть счастлив в той мере, в какой он приближается к Богу, то есть к Тому, Кто является самим счастьем.

О человеке

Человек, по мнению св. Фомы, имеет рациональную природу: "Разум есть могущественнейшая природа человека". Назначение человека – понимать и действовать с пониманием. Человеку природным образом свойственно постигать цель, к которой тяготеет всякая вещь, природный порядок вещей, завершением которого является высшее благо – Бог.

О свободе человека

В земном измерении разум знает добро и зло в вещах и действиях, что ниже Бога, а потому наша воля свободна хотеть или не хотеть нечто из земных ценностей. Это и есть суть свободной разумной воли: разум – причина свободы. Человек свободен в том смысле, что, идя к цели, он ведет себя сам. Человек грешит именно потому, что свободен – свободен удаляться от цели и забывать универсальные законы, открываемые разумом и Откровением божества.

О добре и зле

Для Фомы Аквинского исток физического и морального зла – возможность конечного бытия, в рамках которого нам знакомы мутации и смерть, свобода рациональных существ, не признающих своего родства с Богом. Зло – в неподчинении Богу, утрате связи и памяти о фундаментальной зависимости от него. Корень зла в порче духа и свободы.

О душе и способности к познанию

Фома Аквинский определяет человека как микрокосм, как целостность. Оформляющим началом этой целостности является душа. Душа содержит всю природу человека – от самых низших до самых высоких ее проявлений. Чем сильнее в человеке душа, чем больше душа доминирует над материей, телесным началом, тем больше в человеке способность к познанию. Те или иные типы чувственного или умственного познания не существуют в чистом виде. На каждое впечатление отзывается как бы весь человек. При этом познание всегда обогащает познающего.

О страстях

У Фомы Аквинского речь идет о том, чтобы правильно понять природу страстей и познать то, чем они являются по отношению к той неизмеримо богатой и таинственной целостности, какой является человек и его природа. Согласно Фоме, страсти не принадлежат сфере ума. Для него существует только две умственные, две духовные способности – интеллект и воля. Страсти, желания, эмоциональные переживания находятся во внеразумной сфере человека, в той сфере, которой обладают как люди, так и животные. Это та область, над которой должна главенствовать освященная интеллектом воля.

О любви

Любовь, утверждает Фома Аквинский, в основании своем всегда является страстью и становится истинной любовью в той мере, в какой она преобразуется актом воли, и из страстной любви переходит в любовь духовную. Фома разграничивает любовь на два рода. Первый, низший, – это любовь-вожделение, в которой всегда есть стремление к нашей выгоде, стремление к возмещению наших недостатков. Истинная любовь основывается на стремлении установить единство между любимым и любящим без размышлений о том, принесет ли это какую-либо выгоду или нет. Этот поиск истинного добра в приязни Фома называет дружеской любовью.

Цитаты


Познание истины двояко: это либо познание через природу, либо познание через благодать.

•••

Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это прежде всего необходимо потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью.

•••

Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таковом качестве он должен обладать наивысшим совершенством.

•••

Бог есть первопричина всех вещей как их образец.

•••

Бог не нуждается вовсе в образе и не имеет его в Себе. Бог действует в душе без всякого средства, образа и подобия. Он действует в основе, куда не достигал никогда ни один образ, кроме Него Самого, кроме Его собственной сущности.(с.30,1)

•••

Бог есть само благо и красота.

•••

В божественной премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называли идеями или образцовыми формами в уме Бога.

•••

Самый порядок, существующий в вещах, которые так сотворены Богом, обнаруживает единство мироздания.

•••

Зло, состоящее в несовершенстве действования, неизменно имеет свою причину в несовершенстве действующего лица. Однако в Боге нет никакого несовершенства… Поэтому зло не может быть возведено к Богу как к своей причине.

•••

Человеческая душа, именуемая интеллектом или умом, есть нечто бестелесное и самосущее.

•••

Чувственная душа не осуществляет какого-либо собственного действия через самое себя, но всякое действование чувственной души принадлежит сочетанию души и тела.

•••

Человек есть не только душа, но нечто, составленное из души и тела.

•••

Не форма определяется материей, а скорее материя формой; в форме надлежит искать основание, почему такова материя, а не наоборот.

•••

Бог именуется прекрасным как причина мировой гармонии и ясности.

•••

Телесное зрение есть начало чувственной любви, и подобным же образом созерцание духовной красоты есть начало духовной любви.


Литература

1. Антология мировой философии. Т.1, Ч.2. — М., «Мысль», 1969
2. Символ — Париж, 1995, № 33
3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., «Мысль», 1982 .