Підтримуємо Україну у ці важкі для нашої країни дні

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Соломон


Соломон

(965-928 гг. до н.э.)

В Библии нет персонажа (кроме Моисея с его «Пятикнижием»), которому было бы уделено больше места, чем царю Соломону. Его «Песнь Песней», «Соломоновы притчи» и «Экклезиаст» являются составными частями третьего раздела Ветхого завета – «Писаний».

Биография

Соломон, сын Давида и Вирсавии, был одиннадцатым из семнадцати сыновей Давида и, согласно традиции, вряд ли мог претендовать на отцовский престол. Но на его стороне были его мать – Вирсавия – любимая жена царя Давида, один из двух первосвященников – Садок – и пророк Нафан. Давид понимал, что Соломону будет сложно занять престол после его смерти, потому еще при жизни провозгласил его царем. Пол Джонсон в книге «Популярная история евреев» так объясняет выбор Давида: «...Соломон был не военачальником, а судьей и ученым, в традициях Моисея. Он – единственный из сыновей Давида, кто мог совмещать религиозные функции с царскими». Так Соломон становится третьим израильским царем и правит с 965 по 927 г.г. до н.э.
Царствование Соломона было золотым веком для Израиля, богатство и могущество которого достигли небывалых высот. Соломон построил продуманную государственную систему. Он создал правительство с распределением обязанностей между его членами, разделил территорию на 12 административных округов, в которых собирались налоги, построил крепости в стратегически важных районах. Израиль ведет оживленную торговлю, развивает дипломатию: с египетским фараоном Соломон устанавливает дружественные отношения, скрепленные династическим браком.
На четвертый год своего правления Соломон приступил к постройке храма Яхве; строительство заняло семь с половиной лет. Значение этого храма выходило за рамки создания чисто ритуального комплекса: с его сооружением у евреев появился единый религиозный центр. В Святая святых храма находился только Ковчег со Скрижалями завета, но главный смысл этого помещения состоял в том, что в нем находилась Шхина – Присутствие Господне.
Жены Соломона уговорили его воздвигнуть несколько языческих храмов, и постепенно сам Соломон стал приносить жертвы не только своему Богу, но и языческим богам. В стране вспыхнул мятеж. Возглавил его сборщик податей Иеровоам, которому пророк Ахия предрек царскую власть. Мятеж был подавлен, но Иеровоаму удалось бежать в Египет.
После смерти Соломона его государство распалось на две враждующие половины – Иудею и Израиль. Правителем Иудеи, в которую вошли два колена, стал сын Соломона Ровоам, а правителем Израиля, состоящего из десяти колен, – возвратившийся из Египта Иеровоам.

Учение

С именем Соломона связано написание трех книг, помещенных в Ветхий Завет: «Песня Песней», «Соломоновы притчи» и «Слова проповедника» («Экклезиаст»). В некоторых исследованиях ставится под сомнение авторство Соломона, но сам факт «присвоения» этим произведениям имени Соломона свидетельствует о его высочайшем авторитете в области этики, философии и литературы, о его мудрости и о готовности людей слышать все это именно от Соломона.

«Экклезиаст»

Основное содержание «Экклезиаста» — философское осмысление различных сторон жизни. «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! Сердце мое видело много мудрости и знания, но и это – томление духа. Потому что во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Смысл жизни автор «Экклезиаста» видит лишь в почитании Бога: «Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».

«Соломоновы притчи»

Книга «Соломоновы притчи» написана в виде наставлений, которые отец дает сыну, и охватывает самые разные моральные и общественно-бытовые явления. Отец говорит: «Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся. Если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, наберем всякого драгоценного имущества» – не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо перед тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою».

Многие из этих поучений напоминают народные пословицы, выразительные и меткие: «Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху», «Все дни несчастного печальны, а у кого сердце весело, у того всегда пир», «Толки глупого в ступе вместе с зерном, не отделится от него глупость его».

«Песнь песней»

Совершенно особое место в Библии занимает также приписываемая царю Соломону книга «Песнь песней». Величайшее произведение мировой любовной лирики, она посвящена любви царя Соломона к простой девушке Суламите.

«Песнь песней» написана то от лица Соломона, то — Суламиты, то – как диалог влюбленных:

О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!
Глаза твои голубиные.
О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!
И ложе у нас – зелень, кровли домов наших – кедры,
потолки наши – кипарисы.
Что лилия между тернами,
то возлюбленная моя между девицами.
Что яблоня между лесными деревьями,
то возлюбленный мой между юношами.
Положи меня, как печать, на сердце свое,
как перстень на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь...


Богословы пытались толковать «Песнь песней» аллегорически, как выражение любви Христа к церкви или Бога к верующим, однако большинство современных исследователей считают, что «Песнь песней» представляет собой цикл сирийских народных свадебных песен. Имена Соломон и Суламита образованы от слова, означающего «благополучие», и являются условным обозначением жениха и невесты (как «князь со княгинею» в русских свадебных песнях).

Легенды о Соломоне

В первое время своего царствования Соломон мучился сомнениями: сможет ли он должным образом управлять обширным и сильным государством, которое оставил ему отец? Однажды во сне Соломону явился Бог и сказал: «Проси, что дать тебе».

Соломон ответил: «Господи, Боже мой, Ты поставил раба твоего царем, но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ и различать, что добро, что зло».

Такое желание было угодно Богу, и Он сказал: «За то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, вот Я сделаю по слову твоему. Вот я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои».

•••

Однажды пришли к нему на суд две женщины с ребенком и просили рассудить их. И сказал царь: рассеките дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: O, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же он не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умервщляйте его; она – его мать. И услышал Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божья в нем, чтобы производить суд.

•••

Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне – очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!» На что мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо – на нем высечена фраза: «ЭТО ПРОЙДЕТ!» Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!»

Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот – еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ…»