«Евангелие» Будды и эзотерический буддизм, часть 4

Авторы: Хорхе Анхель Ливрага

Продолжение. Начало: 

«Евангелие» Будды и эзотерический буддизм, часть 1

«Евангелие» Будды и эзотерический буддизм, часть 2

«Евангелие» Будды и эзотерический буддизм, часть 3

 

Все религии имеют свою эзотерическую часть. Под эзотерическим мы понимаем все то знание, которое не является совершенно открытым, поскольку для понимания его метафизической сложности требуется определенная подготовка, глубокое изучение темы.

Е. П. Блаватская «Тайная Доктрина», комментарий к III тому, отдел XLV

НЕОПУБЛИКОВАННАЯ БЕСЕДА БУДДЫ

Всемилостивейший сказал: Благословенны вы, бхикшу, счастливы вы, кто понял тайну Бытия и Не-Бытия, объясненную в Бас-па (Дхарма, Доктрина), и предпочел последнюю, ибо вы истинно мои Архаты. ...Слон, который видит свою форму, отраженной в зеркале озера, глядит на нее и затем уходит, приняв ее за реальное тело другого слона, — умнее, чем человек, который увидел в потоке свое лицо и, глядя на него, говорит: «Вот Я... Я есмь Я»; ибо «Я», его Я, не находится в мире двенадцати Нидан и изменчивости, но в мире Не-Бытия, единственном мире, находящемся за пределами ловушек Майи... Единственно то, что не имеет ни причины, ни создателя, что самосуще, вечно, далеко за пределами изменчивости, – только то есть истинное «Я» (Эго), Я Вселенной. Вселенная Нам-Ха (иллюзия) говорит: «Я есмь мир Сянь-Чан»(Вселенская Иллюзия, или наш феноменальный мир); четыре иллюзии смеются и отвечают: «Истинно так». Но истинно мудрый человек знает, что ни человек, ни Вселенная, через которую он проходит, как летящая тень, не более являются реальной Вселенной, чем капля росы, отражающая искру утреннего Солнца, является этим Солнцем. ...Существуют три вещи, бхикшу, которые всегда остаются теми самыми, на которых никакие превратности, никакие модификации никогда не могут воздействовать: это суть Закон (Дхарма), Нирвана (освобождение от феноменального мира) и Пространство (Акаша, материальная основа, из которой происходят вещи) и эти трое — Одно, так как первые два находятся внутри последнего, и это последнее — Майа, до тех пор, пока человек пребывает в вихре чувственных существований. Нет надобности, чтобы смертное тело умерло для того, чтобы избегнуть когтей похотливости и других страстей. Архат, который соблюдает семь сокровенных заповедей Бас-па, может стать Данг-ма (очищенная душа) и Лха(освобожденный дух в живом теле; Адепт, или Архат). Он может слышать «святой голос»... (Гуань-инь) (женская ипостась божества) и может очутиться внутри тихих пределов своего Сангхарама (внутренняя часть, которой не достигают мирские вещи), превратившимся в Амитабха Будду (Беспредельный Свет). Став единым с Ануттара самъяк самбодхи(высшее, или совершенное, тело, или существо), он может пройти через шесть миров Бытия (Рупалока)и пойти в первые три мираАрупа(то, что нельзя потрогать)... Тот, кто слушает мой сокровенный закон, преподанный моим избранным Архатам, дойдет с его помощью до познания Я, и отсюда — до совершенства.​

Сегодня я хочу сделать краткий синтез буддизма Махаяны — части магического буддизма, который сохранил свою эзотерическую составляющую.

Н. Рерих. Майтрейя-победитель​

Существует Ади-Буддха (Первый, Изначальный, Основной), или Вишну, или Биджа. Это Первый Свет. Для нас Он является вечным и безусловным. Из Него происходят Самбхогакайя Буддхи, или Дхьяни-Буддхи, которые являются Причинами, Светящимися сыновьями темной загадки Ади. Они не стареют, они длятся вечность. Ади Буддха есть Ваджрадхара, Алмазный Буддха. Это тибетский Дордже, он носит алмазный посох, магическое оружие, которое изгоняет любое зло. Он есть Наивысшее благо. Затем мы находим Мануша Боддхисаттв, единственных, кто обладает чистейшим разумом, кто может мыслить. Отсюда происходят земные Буддхи. Когда мир нуждается в человеческом Буддхе, Дхьяни Буддха силою Дхьяны порождает «Сына Разума», Боддхисаттву, чья миссия — продолжать на Земле дело Мануша Буддхи. Буддисты полагали, что есть Великий правитель Вселенной, божество, которое через своих посредников наблюдает за людьми.

Если Буддха возвращается в Нирвану, он оставляет за собой форму Боддхисаттвы, явленный принцип. Буддисты говорят, что, когда Буддха вступает в Нирвану, он может оставить за собой живое воспоминание о себе самом, чтобы оставаться с людьми и вести их.

Гаутама Будда был в определенном смысле Аватарой (Великим наставником людей). Но одно дело — Аватара, а другое — Дживанмукта. Первый — это Божественное Дыхание в человеческой форме, второй же — человек, который достиг состояния Бытия без божественной помощи, без Просветления. Как говорит ведантист Нагасена (II в. до н.э., один из ранних интерпретаторов буддизма. — Прим. пер.), оба состояния нам кажутся идентичными, потому что оба являются полным достижением состояния Акармаса(это те, кто не живет в Законе Кармы, не имеет сканд, «кармических зерен», и поэтому не может воплотиться).

Для буддистов это истина, но это не вся истина. Согласно эзотерическому буддизму, Аватарой являются, а Дживанмуктой становятся. Хотя сами состояния очень похожи, производящие их причины совершенно различны.

Тайна Будды в том, что в определенном смысле он был и тем, и другим; более того — говорят, что он был Нирманакайя. Буквально это означает «тот, кто отрекся от Нирваны». Ничто из того, что достигло этого состояния, не может выйти из этой Вечности, ничто из того, что его заслужило, не может пребывать вне ее. Однако Тот, кто заслужил Нирвану, может оставить свою светящуюся тень на Земле — подобно комете, которая оставляет после себя светящийся след, и ее свет виден там, где кометы уже нет, но где она прошла. Эта тень называется Самбхога.

Дхармакайя есть «Буддха без остатка», то есть тот, кто вошел в Нирвану абсолютно, — состояние, которое для мира феноменов является «ничем» (в этом состоянии уже нет человеческого «остатка»).

В этом случае он не может появиться в какой-либо феноменальной (проявленной) форме, ведь ее уже «не существует». Есть два класса Нирманакайя: естественные и считаемые. Первый — это уровень Адепта, который дошел до порога Нирваны. Второй — это тот, кто вошел в Нирвану, но не полностью, отказавшись от полного Освобождения ради любви к человечеству. Это особый случай. Не очень правильно эти благие проявления называются майяви-рупа («иллюзорные тела»).

Гаутама Будда сказал: «Да падут на меня страдания и грехи мира, и пусть мир спасется». И еще: «Я увижу спину последнего человека».

Говорится, что будто бы Шанкарачарья (788–820, индийский мыслитель, ведущий представитель Веданты, религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт. — Прим. пер.) таинственным образом соединился с Буддой. Ортодоксальные брахманы отрицают это, но Будда никогда не отвергал дух Вед, а Шанкарачарья привел обе доктрины в гармонию. Нищенствующий принц возражал лишь против последующих наслоений ведизма, и особенно против дурных брахманов. Поэтому, породив собственными действиями плохую карму, Будда смог повернуть ее и даже в некотором смысле исправить вред, совершенный рукой, которая ударила его по лицу (имеется в виду острая негативная реакция брахманов на его учение. — Прим. ред.). Шанкарачарья удалился в пещеру в Гималаи, не взяв с собой никого из учеников, которые хотели последовать за ним. «Почему? — спрашивают специалисты. — Он умер?» Говорится, что и да, и нет. Говорят, что он укрылся в невидимой Шамбале, у подножия горы Меру. (Эзотерический буддизм утверждает, что существует высокая гора, которая перемещается. На ее вершине стоит город, где живут люди, которые никогда не стареют, страна, в которой все люди справедливы и добры.) Есть тайная тибетская книга, называемая De Zhin Shegs-pa («Тот, кто следует Путем своих Предшественников»), в которой каждому году жизни Татхагаты посвящено по одной главе. Говорится, что он неимоверными усилиями достиг Пути Дзиан («Мудрость»). Он должен был последовательно вспомнить все полученное и достигнутое за мириады предыдущих перевоплощений, или «Семь драгоценных даров», называемых по-тибетски Рин-чен-на-дун...

Среди этих даров есть обретение Шакти («подруга»), психической духовной энергии. Буддха должен упражняться в Випашьяна, или Zhine-lhagthong (вид «абстрактной медитации»). Дальше это развивается в Сам-тан (Дхиана), которая охватывает четыре степени медитации на Пути, постепенно возвышающиеся над личностью и убивающие Я. Он становится всевидящим (Тхон-глам-па) и превращается в Дхиани-Буддху, и тогда, согласно цитируемой книге, Милостивейший познает Зунг («слова абсолютной силы»), которые находятся в мире Причин (Локоттарадхарма). Приход к этому освобождению (Тар Лам) — это Дордже-семпа(«Высший Победитель» и «Владыка Мистерий»), Просветленный посредством Чань («Высшее Непроявленное»).

Говорится, что несколькими веками позже Будда родился в иллюзорной форме Самбхога. А пятьюдесятью годами позже он родился как Учитель где-то на Западе (Тиани-Цанг). Некоторые эксперты связывают его с Аполлонием Тианским, великим магом, который обладал способностью совершать парапсихологические феномены. Затем, как говорят, он вернулся в Сияющую Тень в виде Адепта Цонкапы (основатель одной разновидности религиозной тибетской секты, Гелугпа, называемой «Желтые шапки» в противоположность Дугпа, «Красным шапкам»).

Н. Рерих. Шамбала сияющая

Говорится, что с того времени Милостивейший посвятил себя заботе о Сердце Бодьюла («Семена Истины»). Таким образом, благословенные «Сияющие Остатки» (остатки его предыдущей Кармы) возвращались в проявленный мир еще несколько раз.

Упомянутая книга заканчивается на этом месте очень неясно. Есть комментарий о «Месте Трех Тайн» — Гопы, Ясодхары и Утпала-варны («Голубого Лотоса»).

Согласно буддизму, человек должен осознавать то, что привязывает его к миру, и всегда искать источник и причину страдания, потому что то, что привязывает к миру именно страдание. Чтобы прекратить страдать, нужно прекратить также наслаждаться, потому что когда наслаждение исчезает, мы страдаем. Так как в жизни все пронизано удовольствием и страданием, буддисты предлагают прекратить жить; речь, конечно же, идет не о самоубийстве, а только о прекращении перевоплощений. Чтобы избежать перевоплощения, мы не должны иметь сканд («плодов действия»). Один из способов преодолеть эти кармические зерна — действие без желания результатов действия, то есть действие само по себе.

Подводя итог, скажем, что буддизм предлагает внутреннюю подлинность, которой очень трудно достичь и которую сложно проживать. Человек, имеющий волю, может достичь того, чего он хочет достичь, но он должен иметь Viveka («Распознавание»), то есть уметь различать, чему может служить воля.

Буэнос-Айрес (Аргентина), 1971 г.