ТРОПА ДОВЕРИЯ
Многим из нас в детстве говорят, что мир опасен. Повинуясь инстинктивному стремлению познать то пространство, куда мы попали, мы стремимся потрогать этот мир всеми органами чувств, попробовать его на ощупь и на зуб. Дети всё хотят знать, им всё интересно. Но слишком часто они слышат: туда не ходи, то не делай, нет, нельзя!.. Родители, желая нам добра, стараясь всячески уберечь нас от негативного опыта, совершают тягчайшее преступление, ведь такой опыт нам необходим! Наше природное любопытство, желание знать больше, наша интуиция и способность чувствовать этот мир угасают. Мы становимся инертными, неспособными преодолевать трудности и, что самое прискорбное, недоверчивыми к миру. Вместо чудесного места, где есть все возможности, чтобы самим творить ту жизнь, которую захотим (и, безусловно, заслуживаем просто по праву своего рождения!) мы оказываемся во враждебном окружении, где за место под солнцем нужно бороться. Вот и живём большую часть своей сознательной жизни в страхе и тревоге, не понимая, откуда у них ноги растут. Пока в один прекрасный день что-то (или кто-то) не откроет нам сердце.
Я начала осваивать искусство доверия в одиночных путешествиях. Возникало множество ситуаций, в которых просто не было другого выбора, кроме как доверять и довериться: незнакомым людям, миру и тому внутри себя, что знает лучше. Немыслимо, но зачастую события выстраивались наилучшим для меня образом: находились деньги, время, еда, дороги, люди, информация… Прошло много лет, прежде чем я поняла, что случайности не случайны. И это никакая не магия, а законы этого мира, отражённые в мудрости многих народов.
У так любимых мною индейцев есть пословица: «Я был на краю земли. Я был на краю вод. Я был на краю неба. Я был на краю гор. Я не нашел никого, кто не был бы моим другом». По индейским представлениям весь мир – это паутинка, где всё связано со всем, и Великая Тайна, которую нам предстоит познать. То, что я делаю другим, я делаю и себе. Мир просто зеркалит мои ожидания и убеждения, поворачивается ко мне той или иной стороной. Если я в какой-то момент своей жизни прихожу к выводу, что все вокруг - мои братья, то буквально всё, что я встречу, будет оказывать мне своё дружеское расположение. Особенно удивительно, когда это делают люди, которых другие считают грубыми и бесчувственными, или когда помощь приходит оттуда, откуда логическим умом не имело смысла её ждать.
Доверие – это проявление веры, которую каждый из нас держит в своём сердце. Наш внутренний ребёнок верит в чудо, в мир во всём мире, может быть, в Деда Мороза… Но только наш внутренний взрослый может превратить слепую веру в знание, подтверждённое на собственном опыте. Если я предположу, что мир живой, что всё вокруг обладает осознанием, то я могу отследить, увидеть и почувствовать, как он реагирует на моё отношение, на мои мысли, чувства, поступки, в конечном счетё – на моё состояние. Доверие – это отношение к миру, которое идёт из любви, а не из страха, и возвращается ответной любовью. В этом состоянии мои просьбы будут услышаны, и я получу всё необходимое, если сама готова быть дающей.
Именно этой грани доверия меня научил мой конь. Мы с ним встретились оба травмированные. Я – ложными убеждениями, а он – неуважением и непониманием его лошадиной натуры. Я хотела сломать забор, которым он себя окружил (или хотя бы перелезть!), а он - чтобы его просто оставили в покое. Этот конь своей жизнью был научен тому, что людям доверять нельзя, но Дух его был жив. Он дрался, кусался, бил задними ногами на любую неуважительную попытку вторжения в своё личное пространство, как бы говоря: «Люди, я не понимаю то, что вы делаете, но способ, которым вы это делаете, явно неправильный». А Дух его шёпотом добавлял: «На самом деле калитка открыта. Распахните ваши широко закрытые глаза и заходите!».
Однажды, после многих дней безуспешных попыток подойти к задним ногам моего коня, поднять их верёвками и насильно удержать для осмотра, я наконец услышала этот шёпот. Конь громким баритоном говорил: «Ты закрыта, потому я тебе не доверяю. Мало ли, что ты там замышляешь! Я боюсь, что ты можешь причинить мне боль». А Дух (мой или его) шептал: «Чтобы получить доверие, нужно довериться первым!».
Этот урок был уже много раз пройден мной в путешествиях, но он не был осознан и потому не смог распространиться на все части моего мира. Я сделала его своим сознательным знанием только в тот день, когда бросила верёвки и дотронулась голыми руками до задней ноги моего коня. И он её с готовностью поднял!
Это было только начало нашего Пути доверия, уважения и взаимопонимания, на котором мне ещё многое предстоит узнать. Было ощущение, что наши души соприкоснулись. Я просто знала на каком-то глубинном интуитивном уровне, что в этот самый момент мой конь меня чувствует, слышит. Его Дух дождался моей открытости, и он ни за что не ударит того, кто ему доверился. Мы уязвимы не из-за доверия, а только из-за нашего страха. Стоит начать бояться, спрятаться обратно в свою раковину, где может быть уютно, но нет никакого развития, и тут же прервётся эта цепь взаимопонимания – мир (и конь, как часть его) будет глух к нам, потому что у нас просто нет смелости открыть своё сердце и довериться.
Есть такая детская игра – «Тропа доверия». Одному из игроков завязывают глаза, и он должен пройти череду препятствий, руководствуясь подсказками своих товарищей. От того, как пройдёт один человек, зависит выигрыш всей команды! Ведь по сути мы все идём в одну сторону – на встречу со своим Духом, или с самим собой, и по пути проходим уроки, преодолеваем препятствия, познаём этот удивительный мир.
Индейцы племени лакота говорят, что всё есть Дух, и существует Красная тропа – наше предназначение. Она может быть непроторенной и трудной. Если мы выбираем этот путь, то идём по нему с завязанными глазами, ведомые Духом. Но именно на нём нас ждут счастье и гармония. Мы танцуем в ритме с миром, с полным доверием к нему, и не можем заблудиться. Все, кто встречается нам на этой Тропе – посланники Духа, игроки нашей команды, которые помогают нам пройти свой Путь не в страхе, а в доверии и любви!