Аристотель
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.
Биография
Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире (Фракия). Отец Аристотеля — Никомах — был представителем рода Асклепидов, в котором врачебное искусство было наследственным. В 15 лет Аристотель осиротел.
Когда философу исполнилось 17 лет, он переезжает в Афины, чтобы стать учеником Платоновской Академии, где и проводит последующие 20 лет жизни. Высказываются различные предположения о причинах его отъезда: одни говорят о том, что философ не был избран преемником Платона, другие упоминают войну между македонцами и афинянами, которая началась в 359 г. Но фактом остается то, что вместе с Ксенократом Аристотель переезжает в Ассису и женится там на Пифиаде, приемной дочери тирана Гермия. У них рождается дочь — Пифиада младшая. Правитель Гермий был не только тестем, но и учеником философа. После смерти своей жены Пифиады Аристотель живет с Герпилис; у них рождется сын Никомах, которому философ адресует трактат по этике («Никомахова этика”). В 343 г. до н.э. Филипп Македонский приглашает Аристотеля стать наставником тринадцатилетнего сына Филиппа — Александра. После вошествия Александра на престол (336 г. до н.э.) Аристотель возвращается в Афины.
В 335 г. до н.э. Аристотель основывает философскую школу, Ликей. Школа называлась перипатетической, поскольку Аристотель обычно проводил занятия, прогуливаясь со своими учениками(«перипатео» по-древнегречески — «прогуливаться»). Возглавляет школу на протяжении 12 лет.
Смерть Александра усилила ненависть афинян к македонцам. Обвиненный в безбожии, Аристотель был вынужден переселиться в Халкиду на о.Эвбея, «чтобы афиняне еще раз не погрешили против философии», где и умер в 62 года.
Главные произведения
Трактаты по логике — «Органон» («Категории», «Аналитика», «Топика» и др.), «Риторика», «Физика», «Метафизика», «О душе», «Никомахова этика», «Большая этика», «Политика» и «Поэтика».
Основные идеи
О философии
Аристотель различает первую и вторую философии. Первая философия, или метафизика, относится ко всему тому, что пребывает над природой. Физика, или природа, составляет вторую философию. Природа не совпадает с сущим, так как сущее стоит выше природы. Предмет первой философии — «сущее как таковое». Она изучает в общем причины и начала всего сущего. Аристотель называет эти причины высшими, а начала первыми.
О причинах
Рассматривая «сущее как таковое» в аспекте его причин, Аристотель выделяет четыре первоначала или высшие причины: форму, материю, начало движения (движущую причину) и цель. Эти четыре начала определяются исходя из более общих понятий возможности и действительности, двух основных состояний сущего. Материя и начало движения выражают понятие возможности, а форма и цель — понятие действительности.
О Боге
Бог Аристотеля — философский Бог. Аристотель не пантеист, у него Бог не растворяется в природе. И хотя Аристотель говорит о Боге, что «Бог — живое существо» и что жизнь, бесспорно присуща ему, но под жизнью Бога Аристотель понимает исключительно деятельность его разума — божественное мышление. Собственно говоря, сам Бог и есть чистый деятельный разум, самодостаточное, само на себе замкнутое мышление. Бог Аристотеля — «перводвигатель», «последняя форма». В «перводвигателе» действительность совпадает с возможностью, поэтому он неподвижен, однако сам является источником всякого изменения, возникновения и уничтожения.
О движении
По Аристотелю, движение вообще есть «актуализация того, что в потенции уже есть». Один из четырех видов движения (понимаемых как изменение в широком смысле) предполагает стремление предметов к достижению «естественного места» — «энтелехии», к полноте осуществления. Причиной всеобщего движения выступает «перводвигатель», который, по объяснению Аристотеля, приводит в движение все остальное так, как движет, например, предмет любви любящего человека. На этом притяжении, устремленности, базируется идея иерархически (по степеням совершенства) построенного мира у Аристотеля.
О душе
В своем трактате «О душе» Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики: «Следует считать душу существенной формой физического тела, имеющего жизнь в потенции, а субстанция как форма есть энтелехия. Душа, следовательно, есть первая энтелехия физического тела, потенциально обладающего жизнью». Все вещи — сплав материи и формы, материя — это потенция, в то время как форма — это энтелехия, или акт. Душа как «энтелехия тела» составляет форму, которая двигает материю, изменяет и формирует ее. Самый низший род души — душа растительная, которая, будучи ограничена способностями питания и воспроизведения, присуща растениям. У животных сюда присоединяется душа чувствующая, которая вместе с тем способна иметь желания, а отчасти и двигаться. Наконец, у человека ко всему этому присоединяется разум.
О морали
Душа, по Аристотелю, нуждается в особой опеке и совершенствовании. Он развивает учение о нравственности как о «похвально приобретенном качестве души». Душа этически добродетельна в той мере, в какой практический разум овладевает аффектами. Добродетель — это «порыв к прекрасному, соединенный с рассуждением». Добродетели разумной части души приобретаются путем обучения, а этические — путем воспитания. К добродетели следует отнести, во-первых, выбор правильных средств и, во-вторых, следование добропорядочной цели — правильному предмету желания.
О счастье
Аристотель считает, что единственно достойной человека целью, ведущей его к благу, к счастью, является совершенствование личности. Благо человека состоит в деятельной работе души и разума, согласных с добродетелью. Напрасно, продолжает Аристотель, нам советуют ограничиться тем, что конечно и соразмерно человеку, смертному существу. Надо измерять себя мерой бессмертного и божественного, жить, ориентируясь на самую благородную часть нашей души. Человек счастлив в той мере, в какой он сам этого захочет. Насколько он способен к постижению бытия без пристрастия, настолько он и счастлив.
Цитаты
Бог, по общему мнению, принадлежит к причинам и есть некое начало.
•••
Начало и первое в вещах не подвержено движению ни само по себе, ни привходящим образом, а само вызывает первое — вечное и единое - движение.
•••
У кругового движения нет ни начала, ни конца в нем самом: они находятся вовне.
•••
Природа качественного изменения вещи и возникновения одна и та же.
•••
А не потому ли изменение одной вещи в другую необходимо бывает нескончаемым, что уничтожение одного есть возникновение другого и возникновение одного — уничтожение другого?
•••
Познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ.
•••
Есть три силы души, главенствующие над поступком и истиной: чувство, ум и воля.
•••
В душе человека существует часть, присущая определенной ступени человеческого развития, но тем не менее часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Часть эта - Ум.
•••
Ум приводится в движение предметом мысли.
•••
Приводит в движение всегда предмет стремления, но он есть либо действительное благо, либо благо кажущееся, и причем не всякое, а подлежащее осуществлению.
•••
Мудрец не только знает следствия из принципов, но и обладает истинным знанием самих принципов.
•••
Мудрость создает счастье, потому что, будучи частью добродетели в целом, она делает человека счастливым от обладания добродетелью и от деятельного ее проявления.
•••
Счастье не в том, чтобы знать, из каких вещей оно состоит, а в том, чтобы осуществлять их.
•••
Подобно тому как на олимпийских состязаниях венки получают не самые красивые и сильные, а те, кто участвует в состязании (ибо победители бывают из их числа), так в жизни прекрасного и благого достигают те, кто совершает правильные поступки. И даже сама по себе жизнь доставляет им удовольствие.
•••
В то же время счастье — это нечто общее для многих, ведь благодаря своего рода обучению и усердию оно может принадлежать всем, кто не увечен в добродетели.
•••
Назначение человека выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели; ведь добродетель делает правильной цель, а рассудительность делает правильными средства для ее достижения.
•••
Настоящий государственный муж тоже, кажется, больше всего старается о добродетели, ибо он хочет делать граждан добродетельными и законопослушными.
•••
Порядочность и порядочный человек — это тот, кто довольствуется меньшим того, на что имеет законное право.
•••
Нравственная добродетель — это устои, которые избираются нами сознательно.
•••
Сознательный выбор — это волящий ум, или же осмысленная воля, а именно такое начало есть человек.
•••
В самом деле, в отношении человека вполне добродетельного есть неплохое имя — нравственная красота.
•••
Дружба людей достойных — это их взаимная любовь друг к другу. Они любят друг друга как вызывающие к себе любовь, а любовь они вызывают тем, что хороши.
•••
Дружба лучших людей опирается на добродетель, дружба большинства — на выгоду, а у людей грубых и заурядных дружба зависит от получаемого наслаждения.
•••
Итак, самая прочная, верная и прекраснейшая дружба — это взаимная любовь людей достойных, в основе которой, естественно, лежат добродетель и благо. Добродетель, на которую опирается такая дружба, неизменна, так что неизменна и сама дружба.
Литература:
1.Аристотель, Соч. в 4-х томах, Изд-во «Мысль», М., 1981
2. Аристотель, «Этика», Изд-во АСТ, М., 2002
3.Д. Антисери и Дж. Реале, «Западная философия от истоков до наших дней», Изд-во «Пневма», СПб, 2001