ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Полтава
  • Харків

Философия боевых искусств

Автори: Антон Мусулин

Постараемся объяснить основные понятия войны и их связь с боевыми искусствами, а также попытаемся понять, что значит быть воином в подлинном смысле.

Насколько война и мир присущи жизни как таковой? Попробуем посмотреть на это со стороны философии. В жизни каждого из нас есть темные и светлые полосы, все мы хотим быть счастливыми и в той или иной степени стремимся сделать счастливыми наших близких. Каждый хочет жить в гармонии, мире и согласии, но, как мы знаем, это не всегда удается, и в жизни часто все происходит иначе. И тогда мы задаемся вопросом: что такое счастье? Откуда оно приходит? Что такое мир, как его достичь? Что такое война? Существует ли справедливая война?

В первую очередь, попытаемся объяснить природу войны. Для этого обратимся к символическим элементам Афины — богини справедливой войны, богини мудрости. Афина является перворожденной дочерью Зевса, то есть первое, что рождает Зевс в космосе — это Мудрость. Рождение Афины беспорочно, она появляется из головы Зевса в полном боевом облачении. Она (ее рождение) потрясает Олимп и все миры — все узнают, что родилась Мудрость, принцип, который ведет к организации и порядку. Афина является богиней справедливой войны. Справедливая война — это война внутренняя человека. Лишь те сражения, которые происходят в нашей душе и которые ведут к совершенствованию души, ее очищению и росту, являются в своей сущности справедливыми. Единственный, кто страдает в такой войне, это сам человек. Сражение, которое в нашей душе ведет Афина — это война против наших недостатков и ограничений.

Мы все хотим жить в более целостном мире, быть творческими людьми, избавиться от недостатков, которые нам мешают. Это стремление и добрая воля ведут к росту наших возможностей и разрушению тех ограничений, которыми отягощена душа. Справедливая война — это война против телесных, материальных элементов, с которыми душа срослась. Эта война ведет к тому, что вечное в нашей душе отделяется от проходящего. Подлинный воин сражается в первую очередь с самим собой. Это священная война, стремление приблизиться к Вечному, Божественному, стремление найти свои корни, встретиться с исконным внутри себя. В своей сущности справедливая война является священным, божественным действием. Священным, потому что ведет к завоеванию центра души, Царства Небесного внутри нас; к освобождению божественных способностей, спящих в нашей душе. Внутренняя война освобождает из заточения наш божественный потенциал: Афину — мудрость; Зевса — нашу добрую волю; Афродиту Небесную — способность любить, отдавать, совершать благодеяние.

Цель внутренней войны — восстановление справедливости и гармонии. Мы страдаем, потому что утрачиваем внутреннее равновесие: разные части нашей души сражаются между собой, существует разлад между тем, что мы думаем, чувствуем и делаем. Внутренний воин стремится найти и воссоздать равновесие в нашей душе. Описывая природу человека, Платон выделяет в нем три сущности: это Химера, многоголовое животное; лев, владыка всех животных; и сам человек.

Человек — это комбинация этих трех сущностей. Если человеком правит многоголовая Химера, он стремится сразу к нескольким целям — кошка, собака, лебедь, рак и щука внутри него тянут в каждый свою сторону. Если главенствуют инстинкты, в Душе появляется пустота. Платон учит, что в нашей Душе должен править человек, то есть духовное начало. Цель внутренней войны — возвести на трон гуманное и божественное в человеческой Душе. Изучая свою жизнь, мы можем задаться вопросом: почему мы страдаем? Когда мы чего-то хотим, мы вначале совершаем нечто, и лишь потом начинаем обдумывать и анализировать. Древняя мифология указывает на необходимость пробудить Прометея в Душе, того, кто обладает Огнем Разума, того, кто сначала анализирует, а потом действует. Что обычно происходит с нами? Мы хотим получить желаемое сразу, но, как правило, не хотим идти по дороге, ведущей нему. Но когда мы что-то выбираем, мы должны выбрать и дорогу, которая, в конечном итоге, приведет к достижению нашей цели. И проявлять много терпения и упорства.

Однажды я присутствовал на презентации школы боевых искусств. Когда закончилось первое представление, один из членов школы сказал, что уже 10 лет ищет человека, который бы его чему-то научил; но после двух-трех занятий он всегда разочаровывался и уходил. Этот человек потерял 10 лет, потому что не мог принять дорогу полностью. Он имел свое представление о том, каким должен быть его учитель, но не задавался вопросом, каков он сам и готов ли он идти по пути.

Очень часто мы живем, строя иллюзии. Справедливая война убирает эти иллюзии и налаживает в Душе гармонию; она стремится создать космос, порядок. Афина, как сама Мудрость, хочет помочь нам создать порядок внутри себя. Чем больше внутреннего порядка, тем больше порядка вокруг; чем больше порядка внутри нас, тем больше счастья, тем больше исполненности. Чем больше счастья в Душе, тем больше счастья вокруг в мире.

В мифологии Афина считается девой, у нее нет своих детей, но ее детьми считаются герои. А подлинные герои — это те люди, целью жизни которых является завоевание внутреннего пространства, завоевание и покорение самих себя. Дополняя это, приведу одну буддистскую фразу: «Лучший из воинов и полководцев тот, который сумел покорить самого себя, а не тот, который покорил сотни других». Человек, победивший себя, может легко покорить и окружающий мир. Основатель Кэндо мастер Ягю говорит: «Я не знаю, как побеждать других, я знаю, как побеждать себя». И в этой фразе скрывается подлинное, внутреннее содержание философских школ боевых искусств. Потому что тот, кто стремится победить самого себя, только себя воспринимает как врага. Тот же, кто стремится победить себя в других людях, не будет видеть своих неприятелей; битва будет просто некоторым действием, столкновением двух принципов. Подлинный воин не испытывает ненависти. Человек, в душе которого есть ненавидеть, не может быть подлинным воином.

Чему же учили философские школы боевых искусств Запада и Востока? Они учили тому, какой должна быть объективная, реальная война, чтобы быть справедливой. Какими качествами ей присущи? Справедливая война во внешнем мире возможна, если она ведет к созиданию, очищению, восстановлению порядка. В мире все находится в поиске гармонии. Вселенная стремится выжить духовно и физически. Природа — это Курукшетра из Бхавад-Гиты, поле сражения, где Души приобретают опыт, шаг за шагом движутся к своему совершенству. Души участвуют в этой Великой битве, но сами они не погибают. Мир проявленный — это великий театр любви и сражений. Свет и тень дополняют друг друга и отрицают друг друга. Природа, через сражения, ищет золотую меру, равновесие, стабильность и порядок. Природа стремится уподобиться Небу.

Военное действие должно иметь связь с философским, корениться в гуманности, оно должно быть разумным и при этом движимым силой любви, а не ненависти. Без мудрости справедливая война невозможна. Мудрое решение всегда созидательно. В жизни бывают ситуации, когда мы должны выбрать из двух зол одно, и только мудрости под силу принять справедливое решение. Мудрость видит и различает — это ее основная характеристика; она способна принимать решения, при которых было бы минимальное число сражений, конфликтов и жертв.

В греческом пантеоне вторым божеством войны является Марс-Арес. Реально Марс описывается как полная противоположность Афине. В отличие от Афины, Арес, ее воинственный брат, считается самым страшным из бессмертных богов. Он не знает законов и сражается просто, чтобы сражаться. Он есть жизнь в ее движении вперед, часто неосмысленно, яростно. Он любит войну, оружие, плач, крик. В более поздние времена он приобретает и положительные характеристики: становится богом весны и покровителем юношей, которые основывали новые города. Именно юной душе присущ яростный дух. Именно юные люди способны совершать подвиги и, не зная жизни, легко расставаться с нею.

Если вспомнить разные события ХХ века, мы увидим, что юных людей, которые и с правом, но и по неведению искали нечто другое, отличающееся от того, чем жили их отцы.

Весна — это тоже сражение: тепла и холода, духа и материи. Весной жизнь ищет марсовскую природу движения — дорогу вовне. Именно Марс открывает дорогу в жизнь. В разные времена символами Марса-Ареса могли быть такие животные, как бык, который пробивает дорогу своими рогами, или волк. Марс покровительствует юным воинам, Афина — полководцам, генералам. Основная природа молодых — не мудрость, а храбрость, ярость; они идут вперед, открывают новые дороги, заставляют взрослых менять мир. Они ничего не бояться в этом мире. Именно юные способны совершать подвиги. Изучая последнюю революцию в Румынии, войны Чечне, Афганистане, Вьетнаме, мы видим, что молодые легко расставались с жизнью. Они еще не видели жизнь, не успели привязаться к ней. Они способны отдать свою физическую жизнь за новый мир.

Подлинный воин имеет Идеалы и способен жить ними. Путь подлинного воина — это путь трансформации из ратника, легко отдающего физическую жизнь, в полководца, мудрого и опытного, который посвятил свою жизнь другим ради Идеала.

Почему юные люди так легко гибнут? Основная проблема молодых — не утратить Идеалы, не утратить свою веру в них. Подлинный воин до конца остается философом и жрецом, потому что сражается с несправедливостью. Мы не должны допустить в своей жизни господства материи, главной должна оставаться душа.

Любимой богиней Марса является Афродита. Любовь и война заключают брак и на Небе, и на Земле. Они являются божественной парой, которая несет смерть и жизнь. Согласно Платону и неоплатоникам, есть две ипостаси Афродиты-Венеры, которые правят этим миром: Уpания — Любовь Небесная и Пандемос — любовь земная; любовь к Вечному, преданность Идеалу и привязанность к земному, преходящему. И есть два Марса: один сражается за Венеру Небесную, и другой — за земную.

В этом смысле существует два типа воинов: небесный воин и земной воин. Основная характеристика воина Неба: влюбленность в Небо, он сражается за прекрасное и справедливое, за все, что принадлежит Небу и Вечному. «Никогда не забывайте, что ваше желание воевать должно быть заботой о славном, светлом и мирном, о том что не порождает беспорядка и потрясения. То, что защищает интересы народа, а не личные интересы». Он сражается не во имя своих интересов, а из любви к Небу и к людям. «Человек — самое ценное под сводом небесным... Надо беречь его жизнь, надо смягчить его страдания и поэтому война должна быть короткой» — сказано в изречении китайских полководцев. Мы видим, что в таких размышлениях есть отличия от современных понятий. В кодексе самураев есть слова: «Если человек может двадцать четыре часа в день без устали нести на одном плече преданность и чувство долга, а на другом — смелость и сострадание, он есть подлинный воин».

Земного воина направляет Венера земная. Он сражается, преследуя личные, эгоистичные цели, он яростен, безжалостен и на своем пути видит не людей, а только препятствия. Он любит себя, и слова «честь», «долг» для него ничего не значат. Поэтому сегодня воины более беспощадны и безжалостны. Мы воюем, не объявляя войны, воюем, нажимая на кнопки, оставляя бомбы в метро, где будут гибнуть мирные граждане. Сегодня война не является войной в подлинном смысле слова: это подрывная деятельность, основанная на личных интересах, с применением оружия, которое уничтожает целые города.

Подлинному воину всегда присущи следующие качества:

Преданность. Любовь и верность всему справедливому, прекрасному и доброму — Идеалу.

Чувство долга. Величайшим грехом считается не убийство, не ложь, не воровство, а апатия или утрата веры.

Смелость. Добиваться благородной цели нужно даже в том случае, если ты знаешь, что обречен на поражение. Идти по пути более важно, чем достичь чего-то на этом пути.

Сострадание. Все, что мы делаем, должно совершаться во имя наших родителей, потомков, во имя родины и человечества в целом. «Когда ты добиваешься чего-либо с состраданием в душе, твои действия безупречны».Преданность — это любовь и верность, и именно они дают способность отречься от своей жизни. Ты можешь отречься, потому что верен всему прекрасному, потому что есть любовь к ближнему. Долг — это то, что мы должны дать Богу, государству, своему народу и ближним; это нечто гуманное, это внутренняя потребность. Апатия не знает долга. Тут очень важна смелость. Смелость идти по пути переходит в веру, которая есть результат глубоких убеждений. Она исходит из любви к близким, к человечеству, к Богу, к Вечности. И именно хождение по пути трансформирует нас. Приведу простой пример: что трансформирует альпиниста? Само восхождение и те страдания, мучения, голод, холод, которые он испытывает. А само достижение вершины — это венец всего, что пройдено. На вершину можно добраться и на вертолете, но не будет того, что дает человеку путь. Путь трансформирует его. Мы должны идти по пути. И реально не цель ведет по пути, а путь ведет к разным целям, он нас внутренне обогащает. И последнее качество — сострадание. Самыми лучшими воинами были, конечно, Великие Учителя Мудрости. Они завоевали философское, духовное пространство. Христос и Будда были воинами Духа, но они были воинами и в проявленном мире. Христос, достаточно мягкая личность, выгоняет торговцев из храма, поскольку не имеет права проявлять толерантность к несправедливому.

Очень важным элементом войны является конфликт. Вселенная пребывает движении, и его цель — налаживание гармонии, гармонии всего живого, изменяющегося, трансмутирующего из низших состояний в более высокие. Все движется к некоторой конечной цели. Вселенная очень мудра. Формы рождаются и умирают, давая возможность появиться новым, более прогрессивным. Но жизнь не умирает. Во Вселенной все стремиться к более высоким состояниям, стремиться к своим истокам, к Вечному. Но мы должны заметить и другой факт: там, где есть движение, есть одновременно и сопротивление этому движению, внутреннее и внешнее. Каждая подлинная перемена требует воли и усилия, каждый шаг вверх требует преодоления силы тяжести. Есть движение и есть инерция.

Внутренний конфликт порожден самой сущностью жизни, ибо природа жизни — движение, а материя есть инерция. Поэтому жизнь предполагает конфликт с материей. Каждая подлинная перемена требует от нас воли и усилия, каждый шаг вверх требует преодоления тяжести. И если нужно преодолеть силу тяжести, чтобы отделиться от земли физически, еще больше силы или внутренней способности нужно, чтобы оторваться от земли духовно. Конфликт является частью природы, он логичен. В проявленном мире присутствует дуальность, столкновение двух стихий: воды, которая приспосабливается к форме, стремится вниз, и огня, который всегда вертикален, имеет форму пирамиды и центром притяжения которого является звездное небо. Вода, поднимаясь вверх, то есть испаряясь, порождает холод, поскольку поглощает тепло. Огонь, загораясь, всегда излучает тепло и свет. Огонь уничтожает материю, освобождая душу, ее исконную теплоту и свет.

Внутренняя война — это столкновение двух начал нашей души: воды и огня, персоны и Духа. И воин духа трансформируется в живой огонь. Путь воина — это удаление воды из души. С одной стороны, этот процесс предполагает страдание, с другой — появление света, освещающего пространство вокруг себя, и теплоту, которая согревает. Но они могут одновременно ослепить и обжечь, если слишком близко к ним приблизиться, поэтому конфликт естественен в природе.

Как растет дерево? Вступая в конфликт с землей. Семя, упав в землю, начинает завоевывать окружающее пространство, оно тянется вверх, к небу, и одновременно стремиться укрепиться корнями в земле. Подлинный воин подобен дереву: земное, мертвое, подобное камню он превращает в жизнь; он растет вверх, стремясь Солнцу, но при этом глубоко и прочно связан с землей, давшей ему форму для жизни. Он подобен горе, основание которой направлено к центру земли, а вершина — к небу. В этом смысле, двигаться по жизни (как и писать мелом на доске) возможно благодаря трению. Если бы не было сопротивления, мы бы не могли остановиться, на доске не оставался бы след. В каком-то смысле жизнь является постоянным конфликтом внутреннего и внешнего. Мы познаем жизнь благодаря трению, и благодаря трению в душе загорается огонь Прометея. Но сначала очень важно хорошо высушить древесину, так как влажное дерево дает много дыма, треска, сажи, но не горит. Надо быть способным на огонь, на отречение.Не бывает подлинных (абсолютных) поражений. В кодексе чести самурая сказано: «Если семь раз упал, восемь раз поднимись». Мы способны подниматься. И раны, которые мы получаем на пути, свидетельствуют о нашей способности преодолевать препятствия. Сервантес говорил, что больше гордится тем, что на войне потерял руку, чем тем, что написал «Дон-Кихота». И те раны, которые мы получаем в жизни, надо превратить в источник внутренней мощи.Рассмотрим природу конфликта с точки зрения мифологии. Венера и Марс породили троих детей: страх, ужас и гармонию. Проблема не в том, что конфликт существует, а в умении наладить новый порядок. Как мы уже сказали, конфликт имеет два типа решения. В первом случае конфликтом правит агрессия и страх. Страх парализует разум и ведет к иррациональным поступкам; агрессивность — это желание победить любой ценой. При втором типе решения конфликт направляется разумом. Человек осознает его изнутри и изнутри решает; нет стремления победить и нет мыслей о поражении — целью является разумное решение.

Никогда нельзя забывать, что перед нами — другой человек. В боевых искусствах есть правило: не действовать под воздействием эмоций, а если это случается, то нарушивший правило воин подставляет свою щеку для удара. Сражаться должны не эмоции; человек должен победить обидчивость, страх, зависть. В войне должна быть сама война без отрицательных чувств. И тогда в душе воина начинает вести битву внутренний воин и нет размышлений, эмоций, обид, внутренняя энергия ищет дорогу наружу. Hо для этого внутреннего человека-воина необходимо воспитать. Это основная задача, цель и проблема философских школ боевых искусств, поэтому важен кодекс чести и человеческие добродетели.

Платон, анализируя модели государства и человеческой души, приходит к выводу, что существует четыре основных типа людей и обществ в зависимости от того, что является идеалом: 1) Идеал — мудрое, справедливое, прекрасное. 2) Идеал — слава и честь. 3) Идеал — деньги и материальные блага. 4) Идеал — отсутствие и уравниловка.

Отношение индивида и общества к войне будет зависеть от тех ценностей, которыми они живут. В первом случае война имеет магическое значение. Речь идет об импульсе, ведущем к созданию цивилизации. Подобно небесным воинам, воин на земле сражается за создание порядка. Цель войны — гармонизация хаоса; полководцем является царь-жрец. Второй тип: война становится целью; идеал — Бог-воин. Происходит становление культуры, рост и развитие государственности, формирование сословий. Цель войны — поддержание мира. Героический эпос — память истории. Третий тип: период внутреннего разложения; единое целое дробится на части, и война становится средством личного спасения, приобретая таким образом эгоистические элементы. Четвертый тип: внутреннее напряжение растет; хотя извне все кажется стабильным, подлинной внутренней стабильности нет. Разложение. Форма пребывает в покое, а жизнь — в сражениях. Она ищет новые пути движения и полностью отделяется от стабильного и метафизического. Господствуют атеизм или древние культы, но без внутреннего содержания. Поверхностность, но одновременно и поиск, возрождение магического и философского.

Исследуя Платона, мы видим, что с течением истории характер войны менялся. Сначала война была стремлением покорить определенное пространство и наладить божественный порядок; так было в древние времена и в более поздние, например, в эпоху Киевской Руси, когда основывался Киев или шли войны с татарами. Тогда земные войны были отражением войн, которые происходили на Небе. Время идет и все портится, и постепенно мы пришли к тому, что все меньше и меньше говорим о войне, война становится табу. Снаружи существует мир, но внутри между разными частями происходит конфликт. Основная проблема заключается в том, чтобы убрать изнутри конфликт, научиться жить вместе, быть толерантными. Но чтобы быть толерантными по отношению к другим, надо быть толерантными к самим себе, принять свои недостатки и ограничения и идти вперед.

Следующий аспект в исследовании войны: воин всегда близок к смерти. Все мы в тот или иной момент по воле богов и судьбы уйдем из этого мира. Мы путешественники, которых великая Жизнь привела в этот мир и однажды уведет из него. Думаю, что в этом мы можем не сомневаться. Большинству людей странно осознание близости смерти, но воин постоянно живет в ее присутствии. Он не может не думать о смерти. Его дорога — это дорога сражений, каждое из которых может стать последним. Он живет в присутствии физической смерти, в присутствии тайного, незримого — религиозного и философского. Самые древние трактаты о воинских искусствах произошли из философскио-религиозных учений: Махабхараты, Илиады, Бхагавад-Гиты. Были времена, когда во главе государства стоял воин-жрец.

Первое, что воин должен хорошо понимать и принимать — это идея, что жизнь в этом мире является лишь частью нашего существования, что мы все путешественники и у нас есть другая, небесная Родина. Долг воина — сражаться. Первое наставление, которое получает Арджуна перед битвой — наставление о бессмертии Души. У нас есть долг по отношению к Душе, но не телу. Человек представляет собой пирамиду — горизонтальный квадрат и вертикальный треугольник. Они срослись и бессмертие — это отделение тленного от вечного.

Путь внутренней мощи. Подлинная мощь воина — это внутренняя сила, которая исходит из знания собственной природы, и единственной целью такого пути является познание себя. Те, кто понимают боевые искусства как путь внешней силы, никогда не смогут стать воинами-философами.

Многие желают овладеть боевыми искусствами, чтобы иметь чисто внешние навыки: кого-то избить, отомстить, быть сильным. Но этот подход не приведет к подлинной сущности, и человек никогда не станет настоящим воином, потому что будет испытывать страх, ненависть и гнев. Путь внутренней силы основывается на концепции гармонии противоположностей. Мы не можем отрицать противоположности, но надо найти такое их соотношение, чтобы они гармонично дополняли друг друга. Это основная исходная точка налаживания гармонии духа и тела. Когда ум находится в состоянии «янь», или активности, тело должно быть в состоянии «инь», пассивности. «Инь» и «янь» — две концепции китайской философии — это светлое и темное начало. Hадо гаpмонизиpовать ум и тело. Когда снаpужи много движения, а внутpи покой, тогда идет глубокое pазмышление. Стpемление гаpмонизиpовать движение духа и движение тела является основной концепцией пути внутpеннего воина у большинства школ, котоpые внутpи себя несут философское и мистическое. Чтобы пpийти к этой гаpмонии, необходимо научиться контpолиpовать желание и стpах, потому что желание блокиpует, а стpах заставляет делать лишние движения. Стpах является пpепятствием, а подлинный воин готов умеpеть в любой момент. Hо это не значит, что он сумасшедший, он любит жизнь, но он готов от нее отpечься pади благоpодного, Вечного.

Очень важным моментом на пути внутpенней мощи является налаживание связей с внутpенним центpом. Все тpи центpа в нашем теле, должны быть на одной оси. Hижние центpы должны покоpяться высшим. Hиже пупа находится центp тела, сеpдце — центp Души, голова — центp духовного начала.

Вся динамика связана с динамикой этих тpех центpов. Путь внутpеннего воина философской школы боевых искусств обязательно имеет нечто магическое, нечто, относящееся к Идеалу. Именно магическое, философское, мистическое дает возможность идти по пути внутpеннего воина. Это стpемление завоевать божественное пpостpанство Души, это стpемление создать гаpмонию Волей. Боевые искусства основываются на нpавственности. В пеpвую очеpедь воспитывается нpавственность и высокие идеалы. Основная цель в таких школах — сделать ученика полезным человечеству, и все испытания напpавлены на пpобуждению сознания. Разбудить сознание посpедством воинских техник, вести к внутpеннему пpобуждению. Основой техник пpобуждения есть мифы, символы, цеpемонии, опpеделенные испытания. Основным сpедством внутpенней мощи являются вpожденные задатки к философии. Они есть не у всех.

Смысл испытаний — это пpоявить способность к философии наpужу.

Основные хаpактеpистики элементов боевых искусств

Магический элемент. Он относится к пути внутpеннего воина — завоеванию божественного пpостpанства своей души, освобождению пpекpасного, спpаведливого и добpого из заточения, созиданию гаpмонии посpедством воли. Испытания в школах напpавлены на пpобуждение сознания и внутpенней мощи. Важную воспитательную pоль игpают мифы, символы, цеpемонии, испытания, обещания и pитуализация. Внутpенняя мощь: с ней pождаются, и лишь немногие, подлинные воины могут стать учениками школ такого типа.

Стpатегический элемент. Hа поле битвы необходима стpатегия, котоpая ведет к победе. Стpатегия пpедполагает способность pазличать, ибо лишь ясные пpедставления о собственных возможностях, способностях, обpазе мышления, поведения и действий, об опасностях, pиске, на котоpый можем идти, могут привести к победе. Стpатегия опиpается на нpавственные ценности. Она не зависит от внешних фактоpов. Их нужно видеть, но стpатегию опpеделяют способности воинов, идущих на битву, и, конечно, способности их полководцев. В чистом виде стpатегия напpавлена на усовеpшенствование самого воина. Каждая битва имеет свои пpоблемы, котоpые стpатег, чтобы pешить их извне, должен pешить изнутpи. Он не должен совеpшать ошибок, планиpуя и пpопуская битву чеpез свое сознание. Его пpедставления о бое будут опpеделять ход сpажения.

Чтобы победить внешне, вначале необходимо победить внутренне. Воин не должен потерять из виду Идеал, ради которого сражается. Стpатегия рождается из опыта, но вне самой битвы, в анализах и pазмышлениях.

Основные правила стратегии: думай благоpазумно и честно; путь — это постоянные упражнения; узнавай все виды искусств; узнавай доpогу всех видов службы; отличай реальные приобретения от материального; стремись к целостному пониманию; старайся замечать скрытое; уделяй внимание важному; не делай бесполезного.

Тактика. Она является результатом изучения силы неприятеля, собственных возможностей и поля битвы, а также знания законов, которые ведут к некоторому конечному разрешению. Большинство школ имеют свои тактики, которые являются результатом изучения и упражнения. Природные тактики — результат опыта и усвоения этого опыта в конвенциональные тактики.

Стратегия предполагает гармонию и порядок. Тактика использует ошибки, совершаемые неприятелем, и направлена на увеличение этих ошибок.

Роль тактики — правильно использовать свои силы и знать, когда пустить их в ход, когда сохранить равновесие в своих рядах. Она постоянно изучает движение противника и при этом очень важна информированность.Необходимо: не нападать, пока нет уверенности в победе, не сомневаться и не менять планы после очень хорошо проведенной предыдущей работы.

Техника. Техники исходят из магического, стратегического и тактического элементов. Техники отрицают механическое поведение, и имеют важность только в совокупности с предыдущими элементами.К освоению техник ведет: дисциплина ума и тела; внутреннее напряжение, жизнь; хорошее тело, здоровое и сильное. Воплощение внутренних движений души, ее архетипов. Все боевые искусства имеют основной целью усилием воли и дисциплиной разбудить при помощи движений тела внутреннее движение самой души. Движением тела вы владеете в совершенстве, если мастерство есть внутри.