ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Актуализация мотивационно-ценностного компонента в процессе творческой самореализации будущего педагога-музыканта
Естетика - пошук краси та досконалості.

Актуализация мотивационно-ценностного компонента в процессе творческой самореализации будущего педагога-музыканта

Г.Хусаинова, Евразийский націоналний университет им. Л.Н.Гумилева, Казахстан

Сложный процесс творческой самореализации будущего педагога-музыканта в учебно-профессиональной деятельности обусловлен его содержательными компонентами, одним из которых является мотивационно-ценностный.

С философско-психологической точки зрения, ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закреп­ляющиеся жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности.

Основным содержанием ценностных ориентаций являются политические, мировоззренческие, нравственные убеждения личности любого обучающегося, в силу этого в любом обществе ценностные ориентации оказываются объектом воспитания, целенаправленного педагогического воздействия. Бытует мнение, что эмоционально-ценностному отношению к миру следует обучать в соответствии с мировоззрением и идеалами данного общества, сообразно способу его усвоения.

Об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) процесс овладения ею. А это обучающийся делает с учетом не только своих потребностей, но и своих потенциальных возможностей. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентаций в процессе обучения происходит не от потребности к ценностям, а прямо противоположно: перенимая от препо­давателя взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и будущей профессиональной деятель­ности, может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у нее не было.

Проявления целостных ориентаций в вузовском обучении выступают как отношения, характеризующие различную степень готовности личности будущего педагога-музыканта к учебно-профессиональной деятельности и образующие ее мотивационную структуру, способную управлять оценочным отношением студентов к изучаемым дисциплинам и произведениям музыкального искусства.

Усвоенные духовные ценности искусства, став личностно значимыми, расширяют и обогащают мир ценностей будущего педагога, в соответствии с которым он «выстраивает» как отдельные свои поступки, так и линию поведения в целом. Приобретая силу побудительных мотивов, они регулируют и направляют его учебно-профессиональную деятельность.

Особо важное значение приобретает способность будущего педагога-музыканта к обучению. Благодаря ей происходит всестороннее профес­сиональное становление личности в целом. Учебная деятельность человека сопровождает в течении всей жизни, в ходе которой под влиянием познания и опыта возникают новые формы его поведения и деятельности или подвер­гаются изменениям ранее приобретенные формы. Однако учеба — не единственная форма студенческой жизнедеятельности. Характерной чертой других ее видов, например труда и различных форм общественной деятельности будущего специалиста, является познание как их основа, в содержание которого входит система знаний о гуманистической сущности музыкального искусства, гуманитарные знания как основа художественной и педагогической культуры будущего педагога-музыканта, знание и овладение методикой художественно-педагогической интерпретации музыкальных сочинений, знание собственных индивидуальных и творческих возможностей, особенностей индивидуального стиля деятельности как основы музыкально-педагогического. Сохранить устойчивость будущей профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся учебных ситуациях позволяет наличие психологической установки. Именно установка определяет способы, средства, приемы удовлетворения мотивационно-ценностной сферы будущего педагога-музыканта через формирование норм профессионального поведенческого этикета и способности к обучению:

— установки на активно-творческое восприятие музыки различных стилей и жанров, а также школьного репертуара, предусмотренного национальными программами по художественно-эстетическому воспитанию школьников,

— установки на овладение методикой художественно-педагогической интерпретации музыкальных сочинений,

— установки по формированию как специальных (исполнительских), так и педагогических навыков и умений,

— установки на творческую исполнительскую (вокально-хормейстер­скую, инструментальную) и другие виды будущей педагогической деятельности.

Таким образом, наличие мотивационно-ценностного компонента в структуре процесса творческой самореализации педагога-музыканта приобретает актуальный характер.