Архетипы мифов как средство формирования личности в эпигенезе
В. ,С. Ларцев, Институт философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины, Киев
Несмотря на всю укорененность понятия «,архетип», в современной гуманитарной мысли, сам Юнг недостаточно последовательно раскрывал взаимосвязь мифологических образов как продуктов первобытного сознания и архетипов как элементов психических структур, понимая эту взаимосвязь то как аналогию, то как тождество, то как порождение одних другими. По своей форме работы известного немецкого психолога скорее представляют собой аналитические отчеты о конкретных случаях его психоаналитической практики, хотя и сопровождаются расширительными культурологическими экскурсами в трактовке различных символов. Поэтому закономерно, что в дальнейшем сложилось понимание архетипа как обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем миропредставлений, т.е. уже без обязательной связи с юнгианством как таковым.
Кроме психологии, архетипы как коллективное бессознательное людей стали также предметом изучения антропологии, этнографии, истории культуры, социологии и ряда других наук. Такие известные их представители как Э. ,Тейлор, Дж. ,Фрезер, Э. ,Дюркгейм, Л. ,Леви-Брюль, К. ,Леви-Стросс, В. ,Пропп и М. ,Элиаде самостоятельно пришли к общему выводу, что архетипические, мифологические и мистические характеристики коллективного мышления не связаны только с онтологией первобытных, примитивных обществ, они неуничтожимы и присущи в той или иной степени, в той или иной форме и современным людям, и природе человеческого сознания в целом.
Осуществленная В. ,В. ,Васильковой синергетическая интерпретация содержания и структуры коллективного бессознательного, выявившая в них алгоритмы мироупорядочения, позволила российскому ученому не только их синхронизировать с естественнонаучными законами развития и сохранения порядка, но и обнаружить скрытую структурообразующую роль этих алгоритмов в культурной эволюции человечества и организации им современного социального мира. В частности, она сделала важный для нашей проблематики вывод, что в архетипах на уровне индивидуальной психики отражается некий общечеловеческий алгоритм мироупорядочения, в котором синхронизированы законы саморазвития природы, космоса, социума и человеческой души. Иными словами, по мысли В. ,В. ,Васильковой, архетипы (паттерны, образы коллективного бессознательного) выражают себя в повторяющихся символических структурах (мифологических), в которых, благодаря их семантической многозначности, зафиксированы единые, сходные модели (способы) существования природы, космоса и родового человека по законам общего самовоспроизводящегося порядка. Архетипические символы несут в себе определенные коды, метафизические смыслы, по которым мир и человеческая душа организуют процесс своего развития в соответствии с идеальным образом миропорядка, по законам гармонии и целостной полноты.
Однако, по нашему мнению, говорить о первичности архетипов бессознательного в индивидуальной психике человека по отношению к архетипам в культуре можно лишь в плане рассмотрения диалектики антропосоциогенеза человечества. В эпигенезе* индивидуума же все происходит наоборот. Именно наличие прошедших естественный отбор феноменов культуры, содержащих в себе наиболее значимые структурные линии (алгоритмы) культурной эволюции (развития) человечества, и эффективных механизмов их инкорпорирования (интериоризации) в становящуюся психику ребенка, позволяет существенно ускорить время ее эволюции и сократить с нескольких тысяч (а, может быть, и десятков тысяч) лет до 20-25. Образно говоря, спринтерски промчаться по антропосоциогенезу человечества, минуя всю экзистенциальную будничность человеческой жизни, катаклизмы и многовековые зигзаги эволюционного развития.
Как показывает история культуры, каждым новым поколением могут отвергаться конкретные проявления архаического в культуре, но всякие новые достижения человеческого духа только тогда достигают истинного величия, проникая в умы и сердца людей, когда они опираются на архетипические алгоритмы как универсальные образцы мироорганизации и мироописания. Так происходит в искусстве, где независимо от смены художественных стилей, истинными шедеврами признаются работы, в которых художник максимально точно уловил и реализовал архетипические формы. Так происходит в религии, когда при зарождении новых форм религиозного сознания только те догмы, обряды и ритуалы становятся устойчивыми и духовно приемлемыми, которые коррелируют с языческой (архетипической) традицией мироосвоения через универсальные законы космогенеза. Так происходит и в сфере идеологии, заставляющей массы людей откликаться на те политические идеи и настроения, которые соответствуют архетипическим представлениям о принципах установления социального порядка.
* Под эпигенезом мы понимаем синхронизированный с биологической эволюцией ребенка в онтогенезе процесс формирования психических свойств и качеств индивидуума от рождения до зрелого возраста.