Эволюция проблемы человека в истории европейской философии
О. В. Левицкий, Национальная музыкальная академия им. П. И. Чайковского
Проблема человека, человеческого смысла бытия на разных этапах развития философской науки никогда не теряла своего актуального значения. Философия наряду с искусством и по сегодняшний день сохраняет свое значение как действенное средство не только познания, но и очеловечивания мира. Менялись только подходы в понимании и решении этих проблем.
В античности человек рассматривался как необходимый элемент устойчивого миропорядка. Он являлся вторичным фактором по отношению к структуре вечного космического установления. Все его поступки определялись роком, фатумом, волей богов. Даже античные герои, возвышавшиеся над простыми смертными, не могли своей индивидуальной волей поколебать незыблемый космический порядок. Сократ, казненный своими согражданами за неуважение к богам, при всем его интересе к человеку, его сущности, не смог создать в своей философии учение о человеке. Антропологическая тематика была лишь некоторым аспектом глобальной концепции природы, космоса, логоса, но еще не имела своих собственных задач.
В Средневековье христианский принцип превращения Бога в человека смог не только выделить человека из природы, но и придать ему исключительное значение. Человек превратился из родового существа в индивидуальное лицо, которое имело уникальную способность общения с очеловеченным Богом. В философии в рамках христианских теологических принципов возникает проблема «свободы воли» как уровень и масштаб такого общения. В философии Средних веков впервые возникает проблема индивидуальной неповторимости и значимости человека, который через веру способен подняться над идеей всеобщего порядка. И католики, и протестанты — от св. Августина до Мартина Лютера ставили в центр своих философских и теологических исследований абсолютно новую мировоззренческую проблему — проблему свободы и рабства воли человека.
В эпоху Ренессанса и Реформации в философии тема человека как самостоятельная часть философской науки получила центральное значение в гуманизме Нового времени.
Интерес к человеку проистекал исходя из исследований его творческого потенциала. Проблема свободы воли превращается в одну из главных тем как философских, так и теологических исследований. В эту эпоху ценность человеческой личности признается доминирующей характеристикой человеческого существования. В противоречиях и антиномиях гуманистов первоначалом считается не некая трансцендентальная сущность, а реальная человеческая индивидуальность.
Именно в этот период и закладывается система антропологического знания, которое в Новое время превращается в самостоятельную философскую науку. В ней впервые в истории философии декларируется установка на субъект, который в своей свободной деятельности преодолевает актуальную недостаточность бытия в виде устаревших установлений, принципов и норм.
В немецком идеализме, где впервые появились антропологические исследования, эта тенденция была широко представлена в трудах И. Канта, Й. Фихте и Л. Фейербаха. Знаменитый «коперниканский переворот» кантовской философии определил сущность бытия через деятельность индивидуального субъекта, которая трансформировалась в саморазвитие объективных связей и отношений. На наш взгляд, необходимо отметить такую характерную черту, присущую всем представителям немецкой классической философии — при всем различии подходов и принципов — в своих исследованиях они были едины в приверженности к диалектическому методу и проблеме свободы.
Ведь можно констатировать, что начиная с немецкой классики антропология становится все более и более центральной философской дисциплиной. Даже критики философского рационализма в большинстве своем исповедуют примат антропологической тематики в своих исследованиях.
В чем заключался в ту эпоху философский смысл антропологической теории?
Эта наука в ХIХ веке првращается в исходный момент при рассмотрении всех философских проблем. Она становится центральной проблемой философии для своего времени. От Макса Штирнера — автора «Единственного и его собственности» до «Заратустры» Фридриха Ницше антропологическая проблема через абсолютизацию волюнтаристических принципов превращается в новое универсальное мировоззренческое средство решения как онтологических, так и гносеологических проблем в европейской философии конца ХIХ — начала ХХ века.