Феномен паломничества в древнеславянской традиции
В. Л. Кудрявцев, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина
Последние десятилетия ознаменовались открытиями крупных славянских святилищ. Исследование сакральных центров VI-XIII вв. говорит о существовании у славян глубоких традиций в их сооружении. Такие высокоорганизованные святилища возникали в результате длительной эволюции мифологических воззрений славян, что свидетельствует о высокой степени развития культа.
Городища-святилища создавали сакральный центр значительной территории — племенной или союза племен. Святилища воздвигались главным богам: Перуну, Мокоши, Даждьбогу, Хорсу, Велесу. Наличие крупных святилищ, посвященных различным богам, на значительных различных территориях дает возможность предположить, что у славян, как и у других индоевропейцев и не только, существовала сакральная модель упорядоченного мира. Это, в свою очередь, дает возможность предполагать наличие такого феномена, как паломничество.
Недостаток имеющихся в распоряжении науки источников не позволяет нам совершить полную реконструкцию явления и сделать точные утверждения. Все, на что мы способны — это набросать общие контуры возможных событий и ритуалов в данном феномене. Но это не должно помешать выразить суть явления на славянском материале.
При паломничестве ритуалы очищения (огнем, водой и др.) дают возможность восстановления утраченной чистоты или достижения более высокого ее уровня. В процессе ритуалистического воспроизведения священных событий, жертвоприношения, ритуальных трапез человек получает информацию о своем происхождении, сущности и предназначении. Акт вхождения в сакральную сферу святилищ дает преображение жизненной ситуации, дарует здоровье, обновляет жизнь. Сакральная модель организованного мира давала возможность человеку пройти священный путь.