Философия — воспитание на всю жизнь
Делия С.Гусман, Ассоциация «Новый Акрополь», Испания
Философия — это великое искусство, великая наука, глубокий подход к жизни. Этот подход требует научного обоснования. Жить не вслепую, а с открытыми глазами и открытым сердцем, не бояться проникать в таинства, окружающие нас, не бояться всматриваться во Вселенную и задавать вопросы о ее загадках, о загадках человечества и о нас самих. Именно в этом едины все народы, ибо каждый раз, когда человек спрашивает себя, как ему жить в согласии с законом Вселенной, он встречается с Богом и отражает Божественное тысячей разных способов.
Это не означает, что философия и религия тождественны, но это также не означает, что философия исключает религию: философией могут быть познание, искусство, религия, многие самые разнообразные вещи. Это нечто столь общее, всеобъемлющее и универсальное, что иногда действительно ей угрожает опасность превратиться в великую утопию.
Сегодня, к сожалению, философия уже не связывается с чем-то практическим и полезным в жизни. Представления о философии как о своего рода утопии, не имеющей никакой пользы и применения, имели неблагоприятные последствия, особенно в прошлом и нынешнем веках, когда от такого отношения к философии стали рождаться и брать верх многие материалистические идеи. Люди стали избегать философии, так же как человек, не нашедший смысла жизни, избегает оставаться наедине с самим собой. Сегодня в людях много душевной пустоты, неуверенности в себе, и мы не должны удивляться тому, что всюду встречаем коррупцию, беспорядок, природные катастрофы. Ибо когда человек не находит в себе внутренний стержень, он теряет возможность идти вперед.
Сократ говорил: «Я знаю только то, что я ничего не знаю»,— он говорил это не для того, чтобы смириться с таким положением вещей. Это было одновременно и признание того, что многое ему неведомо, и та загадочная точка отсчета, с которой начинался путь поиска: «Я буду познавать больше, ибо нуждаюсь в большем...» Философия — великий учитель, дающий уроки жизни. Самое трудное — жить полноценно, и почти никто не учит нас этому.
Искусство жить состоит в том, чтобы понимать смысл боли и страданий. Философы Востока говорили, что боль — это инструмент сознания. Когда философ учится жить, Судьба всегда ставит перед ним определенное испытание, и если он его преодолевает, то может уже с полной уверенностью ждать следующего, зная, что пройдет через него, пробуждая новые внутренние силы души и понимая, что ему предстоит еще многому поучиться у жизни.
Искусство жить заключает в себе способность придавать жизни и другим людям ту ценность, которую они имеют. Невозможно хотеть научиться жить и при этом позволить себе волочиться и ползти по жизни — в преодолении этого также состоит искусство жить полноценно. Вместо того чтобы быть бревном, бросаемым течением реки то в одну, то в другую сторону, нужно суметь превратиться в лодку с веслами, научиться управлять собой и сражаться с течением жизни.
Всегда и везде нам нужен кто-то, кто мог бы направить нас в этом искусстве жить полноценно... нам нужен Учитель. Философия учит нас глубокому пониманию того, что такое Учитель и что такое Ученик.
Невозможно рассуждать о философии без разговора о воспитании. Воспитывать означает именно направлять, руководить, уметь показывать путь. Воспитывать может только тот, у кого душа воспитателя, ибо он способен почувствовать человека, проникнуть в его внутренний мир и увидеть все, что в нем заложено. Он способен пробуждать, развивать и усиливать внутренние достоинства и потенциалы, которые часто остаются скрытыми или в силу жизненных обстоятельств угасают. Если у самого человека не находится сил для того, чтобы извлечь эти потенциалы из глубин своей души и проявить их, если никто не может помочь ему, направить его в этом процессе, то они будут оставаться скрытыми или подавленными до конца жизни.
Под воздействием воспитания выходят на свет самые глубокие и подлинные внутренние качества человека. Основной принцип и функция воспитания заключены даже в самом слове, обозначающем это понятие: educir в переводе с латинского означает «извлечь наружу то, что находится внутри». Платон говорил, что философ иногда выполняет роль повивальной бабки. Когда мы рождаемся физически, всегда есть кто-то, кто помогает нам выйти на свет. Для духовного рождения было бы очень полезно, чтобы рядом находился философ, тот, кто дает нам новую жизнь. Мы рождаемся заново именно с того момента, когда философ начинает работать с нами, чтобы пробудилось и проявилось все скрытое, что мы несем внутри, когда он помогает связать в одно осмысленное целое все наши идеи, внести порядок в наши чувства, спокойствие и уверенность — в нашу душу.
Хорошее воспитание формирует и трансформирует. Хорошее воспитание — это внутренняя алхимия. Научившись чему-то, мы уже не можем оставаться такими, какими были прежде. А если в нас ничего не изменилось, это значит, что на самом деле мы так ничему и не научились, что мы просто запомнили, выучили наизусть массу вещей, о которых ничего не знаем. Воспитание формирующее и трансформирующее, как говорил проф.Х.А.Ливрага никогда не навязывается людям и никогда не форсирует искусственно процесс пробуждения души. Никто не имеет права ломать человеческую личность. Воспитание, о котором мы говорим, должно освободить нас от многочисленных недостатков, зависимостей, от страхов и сомнений. Воспитание, формирующее личность, призвано помочь нам учиться тому, как познавать. Нам нужно учиться на практике, поскольку мы уже стали слишком инертными. Мы слишком засиделись на месте, нам не хватает опыта. Мы должны стать самими собой. Шаг за шагом мы будем встречаться с маленькой долей таинств внутри и вне нас, осознавая, что даже одна эта маленькая встреча гораздо прекраснее, чем отсутствие ее, чем то состояние, когда не знаешь, что такое твое Высшее «Я» и где его искать.
Всех нас привлекает возможность проникнуть в тайны самих себя, и когда это великое таинство начнет совершаться, тогда нам предстоит проделать обратный путь — с открытой душой к сердцам живых людей, ищущих любви и понимания, иными словами, стать философами через воспитание и по-настоящему живыми — благодаря философии.