ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Философия — воспитание на всю жизнь
Морально-етичні аспекти концепції людини.

 Философия — воспитание на всю жизнь

Делия С.Гусман, Ассоциация «Новый Акрополь», Испания

Философия — это великое искусство, великая наука, глубокий подход к жизни. Этот подход требует научного обоснования. Жить не вслепую, а с открытыми глазами и открытым сердцем, не бояться проникать в таинства, окружающие нас, не бояться всматриваться во Вселенную и задавать вопросы о ее загадках, о загадках человечества и о нас самих. Именно в этом едины все народы, ибо каждый раз, когда человек спрашивает себя, как ему жить в согласии с законом Вселенной, он встречается с Богом и отражает Божественное тысячей разных способов.

Это не означает, что философия и религия тождественны, но это также не означает, что философия исключает религию: фи­лософией могут быть познание, искусство, религия, многие самые разнообразные вещи. Это нечто столь общее, всеобъемлющее и универсальное, что иногда действительно ей угрожает опасность превратиться в великую утопию.

Сегодня, к сожалению, философия уже не связывается с чем-то практическим и полезным в жизни. Пред­ставления о философии как о своего рода утопии, не имеющей никакой пользы и при­менения, имели неблагоприятные последствия, особенно в прошлом и нынешнем веках, когда от такого отношения к философии стали рождаться и брать верх многие материалисти­ческие идеи. Люди стали избегать философии, так же как человек, не нашедший смысла жизни, избегает оставаться наедине с самим собой. Сегодня в людях много душевной пустоты, неуверенности в себе, и мы не должны удивляться тому, что всюду встречаем коррупцию, беспорядок, природные катастрофы. Ибо когда человек не находит в себе внутренний стержень, он теряет возможность идти вперед.

Сократ говорил: «Я знаю только то, что я ничего не знаю»,— он говорил это не для того, чтобы смириться с таким положением вещей. Это было одновременно и признание того, что многое ему неведомо, и та загадочная точка отсчета, с которой начинался путь поиска: «Я буду познавать больше, ибо нуждаюсь в большем...» Философия — великий учитель, дающий уроки жизни. Самое трудное — жить полноценно, и почти никто не учит нас этому.

Искусство жить состоит в том, чтобы понимать смысл боли и страданий. Философы Востока говорили, что боль — это инструмент сознания. Когда философ учится жить, Судьба всегда ставит перед ним определенное испытание, и если он его преодолевает, то может уже с полной уверенностью ждать следующего, зная, что пройдет через него, пробуждая новые внутренние силы души и понимая, что ему предстоит еще многому поучиться у жизни.

Искусство жить заключает в себе способность придавать жизни и другим людям ту ценность, которую они имеют. Невозможно хотеть научиться жить и при этом позволить себе волочиться и ползти по жизни — в преодолении этого также состоит искусство жить полноценно. Вместо того чтобы быть бревном, бросаемым течением реки то в одну, то в другую сторону, нужно суметь превратиться в лодку с веслами, научиться управлять собой и сражаться с течением жизни.

Всегда и везде нам нужен кто-то, кто мог бы направить нас в этом искусстве жить полноценно... нам нужен Учитель. Философия учит нас глубокому пониманию того, что такое Учитель и что такое Ученик.

Невозможно рассуждать о философии без разговора о вос­питании. Воспитывать означает именно направлять, руководить, уметь показывать путь. Воспи­тывать может только тот, у кого душа воспитателя, ибо он способен почувствовать человека, проникнуть в его внутренний мир и увидеть все, что в нем заложено. Он способен пробуждать, развивать и усиливать внут­ренние достоинства и потенциалы, которые часто остаются скры­тыми или в силу жизненных обсто­ятельств угасают. Если у самого человека не находится сил для того, чтобы извлечь эти потенциалы из глубин своей души и про­­я­вить их, если никто не может помочь ему, нап­равить его в этом процессе, то они будут оставаться скры­­­­ты­ми или подав­ленными до конца жизни.

Под воздействием воспитания выходят на свет самые глубокие и подлин­ные внутренние качества человека. Основ­ной прин­цип и функция во­с­­питания заклю­че­ны даже в самом слове, обоз­на­ча­ющем это понятие: educir в переводе с латинского означает «из­влечь наружу то, что на­ходится внутри». Платон го­во­рил, что фи­лософ иногда выполняет роль повиваль­ной бабки. Когда мы рождаемся фи­зически, всегда есть кто-то, кто помогает нам выйти на свет. Для духовного рождения было бы очень полезно, чтобы рядом находился философ, тот, кто дает нам новую жизнь. Мы рождаемся заново именно с того момента, когда философ начинает работать с нами, чтобы пробудилось и проявилось все скрытое, что мы несем внутри, когда он помогает связать в одно осмысленное целое все наши идеи, внести порядок в наши чувства, спокойствие и уверенность — в нашу душу.

Хорошее воспитание формирует и трансформирует. Хорошее воспитание — это внутренняя алхимия. Научившись чему-то, мы уже не можем оставаться такими, какими были прежде. А если в нас ничего не изменилось, это значит, что на самом деле мы так ничему и не научились, что мы просто запомнили, выучили наизусть массу вещей, о которых ничего не знаем. Воспитание формирующее и трансформирующее, как говорил проф.Х.А.Ливрага никогда не навязывается людям и никогда не форсирует искусственно процесс пробуждения души. Никто не имеет права ломать че­ловеческую личность. Воспитание, о котором мы говорим, должно освободить нас от многочисленных недостатков, зависимостей, от страхов и сомнений. Воспитание, формирующее личность, призвано помочь нам учиться тому, как познавать. Нам нужно учиться на практике, поскольку мы уже стали слишком инертными. Мы слишком за­сиделись на месте, нам не хватает опыта. Мы должны стать самими собой. Шаг за шагом мы будем встречаться с маленькой долей таинств внутри и вне нас, осознавая, что даже одна эта маленькая встреча гораздо прекраснее, чем отсутствие ее, чем то состояние, когда не знаешь, что такое твое Высшее «Я» и где его искать.

Всех нас привлекает возможность проникнуть в тайны самих себя, и когда это великое таинство начнет совершаться, тогда нам предстоит проделать обратный путь — с открытой душой к сердцам живых людей, ищущих любви и понимания, иными словами, стать философами через воспитание и по-настоящему живыми — бла­годаря философии.