Картина мира с точки зрения учения о должном
К. Е. Зарубицкий, Институт философии им. Г. С. Сковороды НАНУ
Я исхожу из того, что деонтологии соответствует определенная онтология (а не наоборот). Человек полностью подчинен законам реально сущего, но, в отличии от других существ, он находится в контакте с идеальным, приобщен к миру ценностей. Обладая способностью к целеполаганию и свободой воли (человек может выбирать или отторгать ценности), он является проводником ценностей и должного в реальность. Роль человека, способного создавать особую «этическую реальность» упирается в проблему возможности и реальности его свободы в качестве творца [1, с. 72–73].
Осознавая себя как свободное существо, человек неизбежно приходит к дилемме: признать или не признать в другом такое же свободное, самодостаточное существо. Первый выбор — выбор Добра, имеет своим следствием утверждение бытия другого и, на основе равнодостоинства, со-творчество с ним. Второй выбор — есть выбор Зла, означает утверждение своего бытия за счет другого, навязывание ему своей воли, что ведет к конфронтации и насилию. Добро — это утверждение бытия другого, в пределе отождествление, растворение себя в нем (любовь).
Взаимодействие «человеческих миров» — это не просто коммуникация, это духовная манифестация открытости своего мира для другого и принятие его мира — взаимообогащение миров. Для этого необходимо преодолеть обособление и исходить не из того, что отличает, а из того, что является общим. Обособление порождает какофонию индивидуальностей, со-творчество — симфонию индивидуальностей. Открытие внутреннего мира человека, своеобразной лаборатории Души, безусловно обогащает другого человека, что порождает новые возможности для творчества.
В этом направлении огромные возможности открывает Интернет: человеческие миры здесь могут быть запечатлены в электронной форме — главное, я еще раз подчеркиваю,— это открытость и стремление к со-творчеству. В перспективе это открывает возможность общения людей разных эпох и разных цивилизаций. И если немного пофантазировать, то можно представить, что Глобальная информационная сеть перерастет в Духовную Сеть Земли, которая будет функционировать совершенно на иных носителях.
Для различных планет зарождение и развитие жизни может быть смещено по времени на миллионы и миллиарды лет, тогда все мыслимые возможности, которые могут осуществить разумные существа во вселенной уже реализованы. К.Э. Циолковский писал о совместном существовании существ разных периодов эволюции: «уверен, что зрелые миры, вне Земли, давно уже дали таких существ: бессмертных, живущих солнечными лучами...» [2, c. 354].
Можно представить себе такой уровень развития разумных существ, когда «высший» слой «встроится» в «низшие» и, используя «закон силы» (Гартман), сможет влиять на ход эволюции. Но тогда Вселенная разумна: и природа, и космос не противостоят человеку, а составляют единое целое с ним. И если существование Вселенной имеет смысл, то этот смысл состоит в обеспечении бессмертия Абсолютного Существа — Человека.
Если предположить наличие Духовной Сети Земли, которая есть результат развития иных цивилизаций, то многие философские и эзотерические учения получат онтологическое обоснование: «В начале была Первопричина» — т.е. Земля получила Духовную оболочку, а затем началась эволюция... В настоящий момент эволюция достигла такого уровня, когда благодаря осознанию своей «природы» человек осуществит переориентацию своей деятельности — забота обо всех живых существах будет ее целью. Интернет станет инструментом со-творчества людей, чтобы в дальнейшем, возможно через тысячи лет, перерасти в Духовную Сеть Земли.
Человек — Центр, узел пересечения двух миров, природного и сверхприродного. Его возможности ограничиваются, по всей видимости, только самоопределением и соответствующей ответственностью. Он не часть, не функция Духовной Сети, Он — Целое, способное, при определенных условиях, преодолевать временные, пространственные и иные ограничения. Его индивидуальность зарождается благодаря Духовной Сети Земли и, сформировавшись, сохраняется в ней.
Человечество не быстротечный этап эволюции Вселенной, оно будет жить неограниченно долго.
Литература
1. Петров Ю. В., Петров В. Ю. Философия ценностей и ценностная этика // Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль. 2002.— с. 5–82.
2. Циолковский К. Э. Научная этика // Циолковский К. Э. Грезы о земле и небе: Научно-фантастические произведения. Тула: Приок. кн. изд-во, 1986.— с. 352–378.