ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Категория свободы в духовном пространстве
Проблеми виховання соціальної відповідальності

Категория свободы в духовном пространстве

А. Будугай, Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды

Проблема свободы человека является одной из важнейших миро­воз­зрен­чес­ких проблем и, по всей вероятности, волновала мно­гих представителей человечества не один десяток веков. Особенное же звучание она приобретает в наше время, когда, согласно эзотерической традиции, начинается Эпоха Водолея — Знака, который отличается своим свободолюбием [6; 232], а человечество, согласно америкакскому философу О. Тоффлеру, совершает переход в постиндустриальную, информационную фазу своего развития, ста­но­вясь поистине космическим фактором.

Можно выделить два аспекта развития человеческой свободы, которые условно назовём свободой физической и свободой духовной. Первый аспект формировался на основе родоплеменной организации и отобразился у славян этимологической связью в языке лексемы «свобода» с понятием «свой»: филологи считают, что в основе лексем «свобода», «свой», «себя» лежит общий индоевропейский корень *se- : *sue- [10; 148], [2; 212]. Надо заметить, что этимология, на наш взгляд, отображает развитие не только слов и понятий, ими обозначаемых, но и отражает эволюцию духовности конкретно взятого народа.

Человек, родившийся в данном племени, пользуется правами его представителей после прохождения в нём обряда инициации, во время которого отрок становился совершеннолетним, т.е. одновременно и полноправным членом племени, и свободным в его пределах, защищённым его законами. Именно поэтому слово «­закон» берёт начало от праславянского *konъ «предел, начало, конец, граница», то есть данный закон действует в пределах определённых границ — в данном случае границ территории, на которой жило данное племя [9; 314-315], [8; 136].

Чужой, т.е. представитель иного племени, правами данного племени пользоваться не мог. Его участь в данном племени могла сложиться по двум схемам: или гость, или раб [2; 233]. Гостем становился тот чужой, с кем кто-либо из данного племени заключил гостевой договор, материальным подтверждением которого ­становился символ (первоначально предмет, разломленный надвое), одна часть которого оставалась у одной стороны, а другая — у другой. Каждый из заключивших договор объявлял в своём племени (народе, стране) о заключении такого договора. Никто из членов его племени после этого уже не имел права нанести какой-либо вред тому, кто пересечёт границу данного племени с частью символа — как самого заключившего этот договор, так и того, кого он уполномочил выступать от его имени, дав ему на время этой миссии свою часть символа данного договора.

Чужой, с кем не было заключено кем-либо из членов дан­ного племени гостевого договора, воспринимался как потенциальный враг. Захваченный же в бою иноплеменник становился в данном племени рабом, лишённым всяких юридических прав и соответственно — свободы.

Говоря о духовной свободе можно взять слова Иисуса Христа, сказанных своим ученикам: «Если пребудете в слове Моём […] поз­нá­ете истину, и истина сделает вас свободными» [Иоан.8:30-31]. Дру­гими словами, духовная свобода напрямую связана с ростом, эволюцией конкретного сознания, его приобщением к духовному ми­ру, познанием им как окружающей его действительности, макрокосмоса, так и его самого, т.е. составляющих его частей, образующих своеобразную композицию данного сознания-микрокосмоса. Постичь, познать что-либо — это ни что иное, как сделать это что-то частью своего сознания и одновременно присоединиться (приобщиться, прилепиться) к нему, создать одно целое из двух до этого разрозненных в данном сознании частей, одной из которых является само это сознание.

Теперь пришло время соединить воедино выделенные нами два аспекта развития человеческой свободы — физической и духовной. Человек должен быть своим уже не только для своих единонародников. Он должен чувствовать своё родство со всеми жителями Вселенной (ср. Вселенная = вселённая, т.е. заселённая). Развив своё познание до вселенских размеров человек становится действенной частью единого космического организма и начинает творчески пользоваться законами, положенными в основание всей Вселенной, и свободой воли, данной ему с рождения. Выдающийся украинский педагог Григорий Ващенко подчёркивал: «Аналіз різних філософічних концепцій про свободу волі, і євангельське вчення — доводить, що людина є за природою вільною істотою» [4; 340]. При этом заметим, что Сам Господь Бог всесильный, но не всемогущий. Другими словами, Ему по силам сделать всё что угодно, но Он не может переступить через закон свободы воли, которой наделил каждое своё творенье. Как учит Агни Йога, «люди могут противополагать свободную волю даже космическим явлениям. Не нужно удивляться, если даже закон будет поколеблен усилиями свободной воли, оттого такое множество кармических несчастий. Люди вызывают сильнейшие потрясения вместо того, чтобы следовать космическим путём» [1; 68].

Сознание человека может помочь приобрести духовную свободу, даже если человек духовный пребывает в заточении: он может чувствовать себя свободней, чем тот, кто находится на свободе физически, но терзаем различными страстями и страхами. Не случайно философ Григорий Сковорода писал о счастье, что оно «ані від наук, ані від чинів, ані від багатства, а єдино залежить від того, щоб охітно віддатися на волю Божу. Це одне може заспокоїти» [7;168]. Счастье и свобода — два понятия, которые философ глубоко разрабатывал, и которые, по сути, тесно взаимосвязаны. Ему удалось их разрешить на практике, посвятив этому всю свою жизнь, и поэтому исполняя его завет, друзья написали на его могиле: «Мир ловил меня, но не поймал» [5; 376]. Мир Князя мира сего, а не мир Сил Света, к которым шёл философ свободы и завещал это делать нам.

Литература

1. Агни Йога. В 6 т. Т.6. Надземное. — М.: Русский Духовный Центр, 1992. — 336с.

2. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов.

3. Библия.

4. Ващенко Г. Твори. Том 4. Праці з педагогіки та психології. — К.: Школяр — Фада ЛТД, 2000. — 416с.

5. Грицай М. С., Микитась В.Л., Шолом Ф.Я. Давня українська література. — К.: Вища школа, 1989. — 414с.

6. Гудмен Л. Знаки зодиака или астрология с улыбкой. — М.: Мир, 1990. — 262с.

7. Сковорода Г. С. Розмова про істинне щастя / Пер. укр. мовою, прим. В.О.Шевчука. — Х.: Прапор, 2002. — 280с.

8. Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. — К.: Рад. шк., 1989. — 511с.

9. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. Т.1. — М.: Русский язык, 1994. — 622с.

10. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. Т.2. — М.: Русский язык, 1994. — 560.