ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Хронотоп украинского барокко
Естетика - пошук краси та досконалості.

Хронотоп украинского барокко (по материалам исследования украинской старопечатной книги)

А. Овчаренко, МФЕ НАНУ, АІСА, Київ

Представления о пространстве и времени пронизывают весь культурный опыт и  строй чувствований человека конкретного исторического периода, многообразно влияют и воплощаются в формах художественного творчества и в частности в образной трактовке книги как сложного композиционного целого. Книга возникает как элемент сакрального культа и несет в себе органично ей присущие, хотя и неуклонно нивелируемые всем ходом последующего развития, черты священного шифра, тайнописи для посвященных, что проявляется прежде всего в последовательно абстрагируемой графике надписей, статико-динамических характеристиках композиции текстов (как в содержательном так и чисто визуальном отношении), взаимодействии изображения и слова. В своей композиционной структуре книга так или иначе повторяет представления своего времени об архитектуре мироздания и таким образом является одним из наиболее ценных источников для анализа пространственно-временных представлений. Ценность такого анализа во многом определяется синте­тическим характером искусства книги, образная ткань которого формируется в процессе взаимодействия изображения и слова, которые комментируют и дополняют друг друга. Происходит слияние возможностей вербального и визуального текста с их специфическими способами интерпретации и манипулирования пространством и временем.

Особую остроту восприятие этих категорий приобретает в украинском искусстве в период возникновения и доминирования  национального варианта стиля барокко. Динамика и  любовь к противопоставлениям, свойственные образным приёмам этого стиля отразили глубокий миро­воззренческий кризис распада прежде единой философско-религиозной картины мира. С этой точки зрения чрезвычайно интересными являются те концептуальные модели в рамках которых ведутся поиски выхода. Это с одной стороны четкое размежевание этического (что в основе своей опирается на постулат сверхчувственного и надрационального божест­венного начала) и раци­онального, а с другой стороны тенденция к их перемешиванию к  внутреннему слиянию позитивного знания и иррацио­нальной сферы чувствований и эмоций. В эстетике барокко одну из ведущих ролей играет категория «таинственного» (это собственно содержательное ядро любого барочного образа – потен­циальная возможность чуда). Ситуация «таинственного» формируется как раз за счет трансформаций пространственных и временных характеристик художественного произ­ведения в сочетании с иллюзорно-натуралистическими элементами призванными активизировать и увлечь воображение воспри­нимающего.

Украинская старопечатная книга как явление художественной культуры, в силу ёё относительно лучшей сохранности, наиболее полно и после­довательно отразила изменения в мировосприятии украинского общества XVII – XVIII ст.