Хронотоп украинского барокко (по материалам исследования украинской старопечатной книги)
А. Овчаренко, МФЕ НАНУ, АІСА, Київ
Представления о пространстве и времени пронизывают весь культурный опыт и строй чувствований человека конкретного исторического периода, многообразно влияют и воплощаются в формах художественного творчества и в частности в образной трактовке книги как сложного композиционного целого. Книга возникает как элемент сакрального культа и несет в себе органично ей присущие, хотя и неуклонно нивелируемые всем ходом последующего развития, черты священного шифра, тайнописи для посвященных, что проявляется прежде всего в последовательно абстрагируемой графике надписей, статико-динамических характеристиках композиции текстов (как в содержательном так и чисто визуальном отношении), взаимодействии изображения и слова. В своей композиционной структуре книга так или иначе повторяет представления своего времени об архитектуре мироздания и таким образом является одним из наиболее ценных источников для анализа пространственно-временных представлений. Ценность такого анализа во многом определяется синтетическим характером искусства книги, образная ткань которого формируется в процессе взаимодействия изображения и слова, которые комментируют и дополняют друг друга. Происходит слияние возможностей вербального и визуального текста с их специфическими способами интерпретации и манипулирования пространством и временем.
Особую остроту восприятие этих категорий приобретает в украинском искусстве в период возникновения и доминирования национального варианта стиля барокко. Динамика и любовь к противопоставлениям, свойственные образным приёмам этого стиля отразили глубокий мировоззренческий кризис распада прежде единой философско-религиозной картины мира. С этой точки зрения чрезвычайно интересными являются те концептуальные модели в рамках которых ведутся поиски выхода. Это с одной стороны четкое размежевание этического (что в основе своей опирается на постулат сверхчувственного и надрационального божественного начала) и рационального, а с другой стороны тенденция к их перемешиванию к внутреннему слиянию позитивного знания и иррациональной сферы чувствований и эмоций. В эстетике барокко одну из ведущих ролей играет категория «таинственного» (это собственно содержательное ядро любого барочного образа – потенциальная возможность чуда). Ситуация «таинственного» формируется как раз за счет трансформаций пространственных и временных характеристик художественного произведения в сочетании с иллюзорно-натуралистическими элементами призванными активизировать и увлечь воображение воспринимающего.
Украинская старопечатная книга как явление художественной культуры, в силу ёё относительно лучшей сохранности, наиболее полно и последовательно отразила изменения в мировосприятии украинского общества XVII – XVIII ст.