«,Химическая свадьба», Христиана Розенкрейцера —, миф или реальность?
О. Я. Кипоренко, Киев
Из работ многих исследователей мифа (К. Леви-Строса, Й. Хейзинберга, К. Хюбнера, Г. Юнга и других) следует определение мифа как так называемого претворения бытия. В каждом из причудливых образов, в который миф облекает все сущее, изобретательный дух играет на грани шутливого и серьезного. Люди посредством мифа пытаются объяснить земное, помещая основание человеческих деяний в область божественную (претворение).
Миф живет своей жизнью, которая порой удивительна и запутанна. Так, миф о Гермесе и боге Пане «,породил», алхимию, основные идеи которой сами подобны мифу. Алхимия в свою очередь повлияла на становление философии розенкрейцеров («,Химическая свадьба»,). А если заглянуть дальше, то без мифов, собранных алхимиками, последователями Парацельса и розенкрейцерами, вообще было бы невозможно творчество романтиков —, они населили свою поэзию, музыку и живопись духами природы, с которыми встречаются их герои. Тем самым они вернули к жизни сказы и сведения, собранные в народных поверьях.
Одним из обществ, созданных на основании мифов и породивших мифы, является общество розенкрейцеров. Их программные документы —, манифесты —, «,Fama Fraternitatis», («,Возвещение Братства»,), «,Confessio Fraternitatis», («,Откровение Братства»,) и «,Сhymische Hochzeit: Christian Rosenkreutz», («,Химическая свадьба: Христиан Розенкрейц»,) вышли в 1614, 1615 и 1616 гг. соответственно. Тогда они вызвали бурную реакцию не только в учёных кругах, но и среди представителей политической и религиозной властей. Между 1614 и 1620 гг. достоянием публики стали примерно 400 памфлетов, авторских сочинений и сборников. В одних манифесты встретили восторженный приём, в других же резко критиковались. Особое место среди манифестов занимает «,Химическая свадьба: Христиан Розенкрейц»,. Ее отличает непредсказуемость трактовок, и она порождает множество спорных вопросов.
«,Сhymische Hochzeit: Christian Rosenkreutz», («,Химическая свадьба: Христиан Розенкрейц»,) стилистически отличается от двух первых манифестов и рассказывает о предшествующих посвящению испытаниях —, поисках Просветления. Большая часть этого семидневного испытания проходит в таинственном замке, где предстоит праздновать брак короля и королевы. «,Химическая свадьба», символическим языком повествует о духовном пути, приводящем каждого Посвящённого к союзу между его душой («,супругой»,) и Богом («,супругом»,) —, алхимическая аллегория мистического союза между Христом и душой.
Авторами манифестов была группа лютеранских мистиков во главе с Иоганном Валентином Андреэ, самостоятельно написавшим «,Химическую свадьбу»,. И. В. Андреэ —, лютеранский пастор, сторонник объединения лютеран и кальвинистов. Автор двух пьес на сюжеты об Есфири и мифа о Гиацинте. Свадьба и символика «,Химической свадьбы», связаны с реальной свадьбой при Вюртенбергском дворе —, переплетение символики алхимии, астрологии и политики. В 1617 ,г. И. ,В. ,Андреэ от идеи розенкрейцерства (которую теперь считал забавой и резко критиковал) обратился к пропаганде христианских союзов —, братств без мифов и тайн. Авторство И. В. Андреэ М. ,П. ,Холл подвергает сомнению. Таким образом, загадка кроется и в самом возникновении «,Химической свадьбы»,.
Розенкрейцеры хранили свои знания в строгой тайне, подобно тем древним орденам, от которых они происходили, —, гимнософистам, жрецам Изиды, пифагорейцам, халдейскому братству, вавилонским магам и хранителям орфических мистерий. Когда один из создателей манифестов (которые сами авторы воспринимали как памфлеты), Генрих Нейхауз, лукаво предположил, что братьев невозможно разыскать, поскольку все они якобы перебрались в Индию и на Тибет, он сделал вопрос об их существовании неразрешимым и недоказуемым, еще сильнее поощрив популярную веру в братство. Вот эта вымышленная смена места обитания розенкрейцеров и стала впоследствии одним из краеугольных камней учения Блаватской. Это одна из мифических сторон розенкрейцеров. Возникнув из мифа, миф породили. Считается, что именно от розенкрейцеров унаследовали масоны непреходящий интерес к тайному знанию: магии, древнееврейской каббалистике и средневековой алхимии.
Общество розенкрейцеров живо и поныне. Его манифест —, Позиция Братства Розы и Креста —, скреплен печатью 20 марта 2001 года (3354 Розенкрейцерский год). В нем затронуты вопросы политики, экономики, религии, науки, искусства, нравственности и другие.
Таким образом, «,Химическая свадьба», —, это реальность, которая обозначает безусловное, всеобъемлющее бытие. Она вмещает в себя не только все, что дано, но и того, кому дано, а также само отношение этой данности.