ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Химическая свадьба Христиана Розенкрейцера - миф или реальность?
Міф у філософії

&#171,Химическая свадьба&#187, Христиана Розенкрейцера &#151, миф или реальность?

О. Я. Кипоренко, Киев

Из работ многих исследователей мифа (К. Леви-Строса, Й. Хейзинберга, К. Хюбнера, Г. Юнга и других) следует определение мифа как так называемого претворения бытия. В каждом из причудливых образов, в который миф облекает все сущее, изобретательный дух играет на грани шутливого и серьезного. Люди посредством мифа пытаются объяснить земное, помещая основание человеческих деяний в область божественную (претворение).

Миф живет своей жизнью, которая порой удивительна и запутанна. Так, миф о Гермесе и боге Пане &#171,породил&#187, алхимию, основные идеи которой сами подобны мифу. Алхимия в свою очередь повлияла на становление философии розенкрейцеров (&#171,Химическая свадьба&#187,). А если заглянуть дальше, то без мифов, собранных алхимиками, последователями Парацельса и розен­крейцерами, вообще было бы невозможно творчество романтиков &#151, они населили свою поэзию, музыку и живопись духами природы, с которыми встречаются их герои. Тем самым они вернули к жизни сказы и сведения, собранные в народных поверьях.

Одним из обществ, созданных на основании мифов и породивших мифы, является общество розенкрейцеров. Их программные документы &#151, манифесты &#151, &#171,Fama Fraternitatis&#187, (&#171,Возвещение Братства&#187,), &#171,Confessio Fraternitatis&#187, (&#171,Откровение Братства&#187,) и &#171,Сhymische Hochzeit: Christian Rosenkreutz&#187, (&#171,Химическая свадьба: Христиан Розенкрейц&#187,) вышли в 1614, 1615 и 1616 гг. соответственно. Тогда они вызвали бурную реакцию не только в учёных кругах, но и среди представителей политической и религиозной властей. Между 1614 и 1620 гг. достоянием публики стали примерно 400 памфлетов, авторских сочинений и сборников. В одних манифесты встретили восторженный приём, в других же резко критиковались. Особое место среди манифестов занимает &#171,Химическая свадьба: Христиан Розенкрейц&#187,. Ее отличает непредсказуемость трактовок, и она порождает множество спорных вопросов.

&#171,Сhymische Hochzeit: Christian Rosenkreutz&#187, (&#171,Химическая свадьба: Христиан Розенкрейц&#187,) стилистически отличается от двух первых манифестов и рассказывает о предшествующих посвящению испытаниях &#151, поисках Просветления. Большая часть этого семидневного испытания проходит в таинственном замке, где предстоит праздновать брак короля и королевы. &#171,Химическая свадьба&#187, символическим языком повествует о духовном пути, приводящем каждого Посвящённого к союзу между его душой (&#171,супругой&#187,) и Богом (&#171,супругом&#187,) &#151, алхимическая аллегория мистического союза между Христом и душой.

Авторами манифестов была группа лютеранских мистиков во главе с Иоганном Валентином Андреэ, самостоятельно написавшим &#171,Химическую свадьбу&#187,. И. В. Андреэ &#151, лютеранский пастор, сторонник объединения лютеран и кальвинистов. Автор двух пьес на сюжеты об Есфири и мифа о Гиацинте. Свадьба и символика &#171,Химической свадьбы&#187, связаны с реальной свадьбой при Вюртенбергском дворе &#151, переплетение символики алхимии, астрологии и политики. В 1617&nbsp,г. И.&nbsp,В.&nbsp,Андреэ от идеи розенкрейцерства (которую теперь считал забавой и резко критиковал) обратился к пропаганде христианских союзов &#151, братств без мифов и тайн. Авторство И. В. Андреэ М.&nbsp,П.&nbsp,Холл подвергает сомнению. Таким образом, загадка кроется и в самом возникновении &#171,Химической свадьбы&#187,.

Розенкрейцеры хранили свои знания в строгой тайне, подобно тем древним орденам, от которых они происходили, &#151, гимнософистам, жрецам Изиды, пифагорейцам, халдейскому братству, вавилонским магам и хранителям орфических мистерий. Когда один из создателей манифестов (которые сами авторы воспринимали как памфлеты), Генрих Нейхауз, лукаво предположил, что братьев невозможно разыскать, поскольку все они якобы перебрались в Индию и на Тибет, он сделал вопрос об их существовании неразрешимым и недока­зуемым, еще сильнее поощрив популярную веру в братство. Вот эта вымыш­ленная смена места обитания розенкрейцеров и стала впоследствии одним из краеугольных камней учения Блаватской. Это одна из мифических сторон розенкрейцеров. Возникнув из мифа, миф породили. Считается, что именно от розенкрейцеров унаследовали масоны непреходящий интерес к тайному знанию: магии, древнееврейской каббалистике и средневековой алхимии.

Общество розенкрейцеров живо и поныне. Его манифест &#151, Позиция Братства Розы и Креста &#151, скреплен печатью 20 марта 2001 года (3354 Розенкрейцерский год). В нем затронуты вопросы политики, экономики, религии, науки, искусства, нравственности и другие.

Таким образом, &#171,Химическая свадьба&#187, &#151, это реальность, которая обозначает безусловное, всеобъемлющее бытие. Она вмещает в себя не только все, что дано, но и того, кому дано, а также само отношение этой данности.