Концепция человека в Египте
К.Фернандес, Ассоциация «Новый Акрополь», Испания
Главный вопрос, который человек всегда себе задает, относится к его собственной тайне. Кто я, откуда я пришел, куда иду, все, о чем задается вопрос, сводится к определению: что такое Человек. Философы всех времен хотели найти в человеке качество, определяющую черту, с которой его можно было бы отождествить.
Взгляд на этот вопрос древних цивилизаций, имеющих инициатические корни, был довольно отчетливым. Они не дискутируют о Природе Человека, а все, что о нем знают, представляют в виде символов, символов геометрических — таких, как крест, символов природных — как огонь, в виде загадок, вроде той, которую, как известно, задавал Сфинкс.
Человек как небесная ладья.
Для египетского сознания все было живым, все находилось в движении, все плавало в небесных водах, образовавшихся из света Нут.
Человек — это тоже бог, который плывет по небесному Нилу, в то время как его тень делает то же самое в водах существования. Человек — это и корабль, и корабельщик, и кораблестроитель. Перед лицом жизни мы сначала являемся пассивным бревном, движущимся по течению, если мы пробуждаем свои дремлющие силы, то преображаем себя изнутри, превращаемся в барку из того же дерева, которая бороздит те же самые воды и доходит до источника, откуда все и порождается.
Человек как звезда.
Для египтян человек — прежде всего сын звезды.
Будучи детьми звезды, мы направляемся к своему божественному источнику. Звезда была самым чистым образом человека, самым простым и самым совершенным из того, что мы можем себе представить. Человек как звезда — это также образ Человека, который движется в Вечность, не оставляя следов в безграничном пространстве.
Человек как Гор (как внутренний воин).
Гор — это Бог, который больше всего соответствует внутреннему в человеке и в Человечестве. Сражающийся во имя Осириса, он уничтожает своих врагов и борется с Сетом.
В психологическом ключе Гор — это Сознание, а Сет — это жесткие и причиняющие боль обстоятельства, которые способствуют продвижению Сознания. То, что Гор должен преодолеть, чтобы одержать победу над самим собой. Итак, Сет — это символ Персоны и ее животных сил (одна из форм Сета — Тифон), но это также и зеркало, благодаря которому Гор окончательно узнает самого себя. Завершение внутренней борьбы даст возможность гармоническому примирению между тем, что нами движет, и нашей собственной личностью.
Человек проходит через существование как через зеркало, которое отделяет Гора от Сета, от его тени, которая борется с ним, находясь по другую сторону зеркала. Сражение происходит в его внутреннем мире.
Человек проснувшийся, человек, который воскрес и воссоединился с самим собой, это и есть Гор. Он уже совершенно сознателен и несет в себе могущественное семя Божественного. Это не мумия, не горизонталь, он поднимается, образуя крест, который говорит о человеке как о перекрестке.
В египетских текстах можно найти бесчисленное множество символов, имеющих отношение к Архетипу Человека. Отметим лишь некоторые из них.
Человек как камень-куб из пирамиды Космоса.
Человек как Ра, как творческий импульс, как Воля в непрекращающемся движении, живительная сила Миров.
Человек как Осирис, как Единство, раздробленное падением в материю.
Человек как Ху, как луч непорочного света, пересекающий Вечность.
Человек как небесный Город, где живут Боги.
Человек как Остров, где обитает Птица Феникс, Бену.
Человек как нищий странник на дороге существования, собирающий зерна духовного опыта, которые сам посеял на жизненном пути.
Человек как Лотос, как раскрытие собственных потенциалов.
Человек как писец, как тот, кто пишет свою собственную судьбу и должен держать ответ перед ней.
Все эти символы составляют единый Архетип, символ совершенства Человека, символ совершенства Египта.