Концептуальное пространство творчества
А. В. Александрова, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко
Философская жизнь слова связана с продумыванием его до уровня понятия, в котором схватывается и выражается некая энергия обнаруженного смысла, а может быть, иначе — осмысливается обнаруженная в нем энергия. Энергийный смысл творчества открывается «думальщику» многогранно, распредмечиваясь в концептуальном пространстве понятия. А это, в свою очередь, предполагает не только обнаружение круга близких творчеству понятий как, например, личность, культура, свобода, истина и пр., но и влечет деструкцию и реконструкцию последних, а также выяснение их механизма взаимовлияния и взаимоопределения в заданом концептуальном пространстве. Поэтому механизм самостоятельного продумывания или обнаружения «усилия мысли» закладывает своеобразное дистанцирование от усилий уже ставших, а потому превращенных в историю мысли. Дистанцирование — это обнаружение самостояния и формирование сознательного отношения к мысли прошлой. Здесь само-стояние проявляется как само-сознание и развитие собственного мысленного ряда. Но эта новая мысль (хотя и спровоцирована продумыванием предыдуших решений) строится вопреки известному, а потому всегда «против». Прав Ортега, подчеркивая, что философия живет в состоянии драматизма и интеллектуального героизма. Заметим, что здесь важным представляется выбор испанским философом слова «героизм», а не, скажем, интеллектуальный бунт или каприз, поскольку именно первое есть плодотворным. Критерием плодотворности героического усилия, в отличие от взыгравшего эго писателя, будет эффективность пробужденного им интеллектуального усилия.
Для выявления понятийного потенциала творчества представляется необходимым теоретическое осмысление основного трагического конфликта места человека в мире. С одной стороны, природа человека как духовного существа, что устремлена в бесконечность, с другой стороны, объективность «мировой среды, в которую мы брошены и которая ставит нам ограниченные существования» [Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого.— Париж, 1952. с. 91]. Рассмотрение указанного конфликта как внутреннего противоречия человеческого бытия позволит выяснить его смысл и сделать попытку понять предназначение человека. Если принять, что человек несет в себе двумирность, а потому смысл его существования не редуцируется к посюсторонности, то целостность индивидуального духа не сводится к сознанию, свобода — к осознанной необходимости, личностная характеристика человека — к его психическому здоровью, культура — к заносчивому артефакту, а творчество — к фабрикации или генерации нового. Подобные интерпретации понятий отвечают одно-мирному пониманию человека. Принимая, что человек не просто принадлежит двум мирам, но соединяет их собой, обеспечивая рост бытия в мире, следует, видимо, сознавать и ту грань, которая проходит в человеке и через человека. Если не задумываешься об этом, то произвольно погружаешься в состояние «облегченного бытия» (М. Хайдеггер) усредненного человека толпы, для которого истина бытия совпадает с истиной животного существования. «Усредненный человек» не противопоставляет себя толпе, не размышляет над миром, ибо все это предполагает выдергивание себя из толпы и нарушение привычного в мышлении и реальности порядка косности и самодовольства. Однако именно в таком акте человек делает шаг сознающего себя индивида к его личностному становлению.
Осознание средневековым христианством Бога как Абсолютной Личности позволило точнее определиться с пониманием сакральной фразы из Библии о том, что человек создан по образу и подобию Бога. В контексте современного миросознания такое понимание может стать ключом, открывающим человеку его предназначение. Заданность человека божественным образцом не только не освобождает его от индивидуальных усилий, но предполагает их решительность, от чего зависит рождение его как личности, действенно прорывающейся из посюсторонности к своему прообразу. В этом процессе человек оживляет «музейный артефакт» в культуру, открывая собой подлинную реальность. Поскольку культура жива постоянным извлечением смысла, в силу этого «хаос» как синоним бескультурья находится «не сзади, не впереди, не сбоку, а окружает каждую историческую точку... каждую точку культурного существования внутри самой культуры» [Мамардашвили М. Мысль в культуре // Как я понимаю философию.— М., 1990. с. 144, 145].
Назначение человека — собственным усилием мысли обнаруживать истину, превращая «хаос» (как еще неосвоенность) музейного канона в космос (порядок) нового живого смысла. «Хаос» здесь — не есть полная бессмыслица. Он двояк: он пуст, пока не стал предметом нового размышления, но «хаос» и плодотворен, своей провокативностью пробуждая новое усилие мысли. Поэтому подлинное назначение культуры раскрывается в способности понуждать человека к выходу из состояния облегченного бытия и усредненного человека путем сознательного дистанцирования от «мирового кладбища духа». Этим происходит субъектное открытие человеком полноты бытия, а следовательно, и свободы целостностью индивидуального духа и выведение Полноты в посюсторонность способом человеческого «я». В этом — рождение личности, созидающей истину. Тогда понятным становится идея Ф.Ницше о том, что истина — не то, что объективно существует, а нами лишь изучается и открывается; истина — то, что создается. А созидание истины есть творчество. Оно — истина, и в нем состоит подлинность личностной свободы.