Координаты мифа в познании действительности
О. К. Садовников, Национальный фармацевтический университет, Харьков.
Диалектический процесс познания действительности определяет возможности человека от сенсорного ощущения до представления, которые определяют некий образ на уровне чувственного познания. Далее данный образ подвергается рациональной обработке от понятия до умозаключения. Происходит процесс соприкосновения с миром и его осознание, совершается процесс видения мира. В такой схеме совершенно не остается места мифу, что представляется неверным. А.Ф. Лосев в «,Диалектике мифа», показал, что миф диалектичен, и, следовательно, миф должен занять свое место в диалектическом познании мира.
Миф проявил себя как часть сознания человека, восполняющий различные пробелы в понимании и осознании мира. Миф направлен на восприятие мира через личностно-чувственные ощущения, при ориентации на родственно-коллективные формы, и становится проекцией самого человека в пояснении мира. Так миф и мифология, как система мифов, выполняют свои мировоззренческие функции, то есть определяют восприятие общей картины мира. Здесь можно определить два направления: пояснительно-методологическое —, несущее знания, пути, методы для их достижения, применения, и эволюционистское —, вписывающее миф или мифы в существующие мировоззренческие системы. Здесь миф проявляет себя как имманентно присущая человеку часть сознания. Но в таком случае заметно противоречие: миф как часть сознания оказывается за пределами рационального видения мира, миф становится иррациональным, но тогда он переходит в чувственное познание мира.
Разделение теории познания, формирование мировоззрения и деление сознания, намеченные в предшествующих выкладках, не оставляют места для решения проблемы места мифа. Миф не обретает очертаний, но приобретает расплывчатость, под мифом можно понимать практически все. Поэтому среди многочисленных определений мифа, как в философии, так и за ее пределами, сложно выбрать окончательное и всеобъемлющее. В большей части дефиниции мифа раскрывают большее либо меньшее количество качественных особенностей мифа.
Для определения места мифа следует обратиться к особенностям познания человеком мира. Здесь следует обратить внимание на два момента: во-первых, представления дают возможность для получения в сознании некоего образа как результата отражения, что переводится в понятия или словесную форму, во-вторых, на основе образов и соответствующих им понятий создаются умозаключения, но может происходить и обратный процесс, когда на основе общих умозаключений могут формироваться некие образы. На условно определяемой границе между образом, проявившимся в сознании, и переводом его в понимание находится миф, как то, что уже есть (образ), но еще не может быть окончательно сформулировано (понятие).
Первоначальные мифы отличались от тех литературно обработанных рассказов, историй, которые мы встречаем и используем сейчас для изучения мифологии, например, греческой, славянской или индийской. Первичные мифы —, это мифы-плачи, мифы-выкрики и мифы-приказания. Это эмоции, переходящие в деятельность,—, образ, переходящий в ощущения. Создание же развернутых пояснений понятий-образов дает более привычные красочные мифологические построения, что можно определить как попытку привести образ к пониманию.
Создание новых образов происходит благодаря сложным ассоциативным связям на личностном уровне, при использовании творческой или продуктивной фантазии, а воспроизведение ранее имеющихся образов происходит посредством репродуктивной фантазии. Между этими двумя формами фантазии сложно провести четкую грань, можно только отметить качественное различие единого процесса: в первой форме доминируют процессы творчества, во второй —, воспроизведения. Фантазия находит свое выражение в образе, который становится частью окружающей человека среды, средством «,уяснения»,, интеллектуализации чувства, средством психического влияния на личность и на сознание. Фантазия помогает любому образу стать частью бытия.
При таком подходе миф можно определить как средство и способ восприятия мира, как синкретизм чувственного и рационального. Миф —, это часть образного восприятия и пояснения человеком мира. При этом сам человек ориентируется на конкретно-чувственное восприятие, что регулирует и определяет его дальнейшее поведение и образ мыслей, но и образ мыслей возвращается к конкретно-чувственному восприятию. Мифологические силы не хаотичны, они не возникают неизвестно откуда и не исчезают внезапно и без причин. Конечно, в реальности мифологические силы действуют в человеке по большей части бессознательно на уровне образа, но это не глубинное качество самого мифа, а акциденция, привносимая человеком.