Миф о мойрах как модель эволюции культуры
М. Протас, Институт проблем современного искусства АМУ, AICA, Киев
В Х книге «Государства» Платона в контексте истории о загробном путешествии Эра, сына Армения, приводится миф о небесном веретене Ананке, которое вращают ее дочери: Лахесис, Клотт, Атропос (мойры олицетворяют 3 вектора времени). Многоаспектный миф косвенно или прямо прослеживается во многих других работах Платона (напр., в «Федоне» душа, как ткачиха, постоянно тчет себе тела, 87а-88в). Нить прядущей Клото — это линия, или первая иллюзия зарождающегося Времени как движения абсолютной точки, и человек, желая уловить суть становящегося времени, должен центровать мысль на восприятии «теперь» — Клото как точке встречи покоя и движения в мире земном, поднимаясь по ее нити в мир Ананке. У Платона: когда творец создал космос, небо и звезды, возникло время с его «было» (Лахесис) и «будет» (Атропос), что лишь подражают Вечности, которая «есть». Восприятие времени как круговорота небес,— говорит Платон,— способствует круговороту мышления, души, что укрепляет внутреннюю гармонию; а звук, речь, Музы были дарованы людям «не для бессмысленного удовольствия — хотя в нем только и видят нынче толк — но как средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самим собой. Равным образом, дабы побороть неумеренность и недостаток изящества, которые проступают в поведении большинства из нас, мы... получили ритм». Эта идея остается на повестке дня современной культурной парадигмы, стремящейся к целостности «метавремени» (С. Крымский).
Еще античные комментаторы Платона (Прокл) прозревали за мифом о мойрах орфико-пифагорейские традиции, согласно которым время является проекцией Вечности (Космической Фемиды-Ананке, что управляет миром, судьбой богов, как аспект Фатума, и судьбами людей). В этом смысле теория души Сократа как эйдоса жизни не была одинокой, но принадлежала достаточно распространенной традиции на европейском континенте (так, ученые и сегодня прослеживают следы античных, орфико-пифагорейских обрядов в украинских народных ритуалах погребения и рождения, где шерстяная или льняная пряжа имеет сакрально-символическое значение). Миф, по наблюдению Ф. Шварца и Х. Ливраги, подобен мировой оси (оси веретена), связующей небо и землю духовными узами, и пока в бытии общества остается актуальным миф, сакрализующий внутреннее пространство-время нашей истории — внешнего выражения этой модели мифа, будут существовать цивилизация и культура. Культура, центрирующаяся вокруг мифа, утверждающая духовные ценности, возвращающая времени его целостность Вечности (процессуальной проекции, что движется от числа к числу, согласно Платону), обретает функции негэнтропийного источника, преобразующего хаос в порядок. С другой стороны, время, согласно мифу, и для человека, и для природы, и для истории общества, и для самого мифа — циклично (мойры постоянно поддерживают круговращение веретена, которое находится на коленях Ананке). Поэтому, как утверждает известный египтолог, автор популярной монографии «Фивы» Х. А. Ливрага, «если Закон циклов вернет давно забытые формы культуры, это будет не простым их повторением, а расцветом во славе... Самый общий анализ исторических событий с убедительностью аксиомы свидетельствует, что эволюция цивилизаций не непрерывна, а представляет собой циклы, или прерывающиеся периоды».
Точные науки, где объективное время лишено субъективного эффекта «текучести», о чем красиво писал Р. Пенроуз в бестселлере «Новый ум короля», подтверждают выводы гуманитариев. Е. Князева и С. Курдюмов констатируют, что синергетика пришла к парадоксальным выводам: в эволюции сложных структур случаются-таки соприкосновения с будущим этих систем, т. е. с идеальным вечным, без «до» и «после» линейной длительности, ибо «прошлое и будущее структуры содержится в ее настоящем, в ее наличной пространственной конфигурации». Соответственно, современные проявления культуры следует рассматривать в контексте действенного выражения опыта всей истории, как комплекса ассимилированных ценностей, где прошлое и будущее спроецировано в «теперь» до-линейной целостности. И тогда основным модулем культуры становится не поверхностная смена относительной красоты преходящих форм, но внутренняя глубина чувств, искренность эстетического переживания высокодуховного идеала, что не есть «суммой всех мыслимых совершенств», но «метафизический корнем, на котором зиждется наше сознание совершенства» (Х. А. Ливрага).
Литература
1. Боряк О. Баба-повитуха: аналіз семантичної структури лексеми / Проблеми українського термінологічного словникарства в мистецтвознавстві й етнології — К., 2002.— С. 232-240.
2. Князева Е. Н. Время и вечность: переосмысливая традиционную философскую проблему / III Международная конференция «Пространство и время: физическое, психологическое, мифологическое. 21-22 мая 2004 г.— М., 2005.
3. Кримський С. Б. Культура як світ людини / Мистецькі обрії’2003. Альманах.— К., 2004.— С. 275-286.
4. Ливрага Х. А. Введение в мудрость Востока.— М., 2001.— С. 155.
5. Ливрага Х. А., Гусман Д. С. Сокровенный смысл жизни.— М., 2001.
6. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах.— М., 1994.— Т. 3.— С. 415-420, 440‑450.