ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Миф и античная философия
Міф у філософії

Миф и античная философия

А. Мусулин, Ассоциация &#171,Новый Акрополь&#187,, Хорватия

Мистерии и таинства возвышают душу, ведут от земного к божественному посредством мифических образов, которые непросвещенный и далекий от опыта сакральности ум может истолковать неправильно. Поэтому Прокл вместе с Платоном настаивают на разделении мифов - по их функциям - на воспитательные и теургические. Первые обращены к юному и неопытному уму, воспринимающему символическое как абсолютную истину (или как фантазию), и поэтому они должны быть очищены от всего, что не подобает богам и божественной природе. Этот тип мифов побуждает к этической добродетели. Мифы второго типа ведут к соприкосновению с божественным и позволяют извлекать из мифических символов истину о богах, или, лучше сказать, о принципах функционирования и организации микрокосма и макрокосма. Как символическая структура миф и скрывает, и раскрывает: оставляет в неведении, затрагивая лишь чувства, либо открывает те трансцендентальные категории, которые невозможно адекватно передать обычным языком.

Лучшим символом коммуникации является мифический образ Гермеса, понять природу мудрости позволяет изучение символизма богини Афины, идею становления и обретения утраченной целостности выражают символические структуры, описывающие рождение, деяния, смерть и воскресение Солнечных героев. Браки и связи, о которых повествуют мифы, открывают взаимосвязь и взаимодействие тех или иных принципов. Афродита с Аресом, а также их дети Фобос, Деймос и Гармония, раскрывают природу конфликта, а браки Зевса, олицетворяющего жизнь и движение доброй воли, говорят о фазах становления и развития любого космоса: от человека до какой-либо иной системы.

Очевидно, что существуют исконные мифы и мифические системы, созданные на их основе мистиками и теологами, которые, усовершенствуя и развивая определенные идеи и символы, передавали другим свой опыт трансцендентности.

Десакрализация породила в ХІХ и ХХ веках множество споров, и сегодня немало тех, у кого есть вопросы и сомнения, связанные с личностью Иисуса Христа (непорочное зачатие, воскрешение Лазаря, превращение воды в вино, чудесное насыщение пяти тысяч человек двумя рыбами и пятью хлебами, воскресение Иисуса Христа и его вознесение). Сомневающихся не меньше, чем во времена Платона, и даже понимание того, что речь идет о символах, не препятствует профанизации, поскольку одно дело - воспринимать нечто в качестве символа, и совсем другое - использовать символ как средство восхождения.

Согласно Феону Смиринскому, философия и мистерии связаны между собой. Подобно мистериям, &quot,философия - посвящение в тайную истинную науку и раскрытие истинных таинств&quot,.

Посвящение в мистерии Элевсина включает в себя три основные фазы - очищение, созерцание и обретение счастья в дружбе с богами и близком с ними общении. Для Пифагора и неоплатоников (чьи учения более близки мистериям, чем философской мысли последующих эпох) этим трем фазам соответствуют очищение (посредством арифметики, геометрии, музыки, астрономии и чистого образа жизни), восхождение (посредством диалектики и созерцания высшей реальности) и счастье (приобретаемое благодаря уподоблению божественному).

Без очищения невозможно познать истину. Как говорит Гиерокл, практическая философия, обогащающая человека добродетелями, делает его чистым, а созерцательная философия сиянием ума и истины приводит к уподоблению богу.

Каждой из этих фаз соответствует мифический прототип, олицетворяющий шаги, ведущие к совершенству и обретению целостности. Речь идет о богинях Артемиде, Афине и Гестии, персонифицирующих триаду чистоты и непорочности.

Артемида - сестра-близнец бога Аполлона, богиня лесов и гор, владычица диких зверей и, одновременно, охотница, лунная богиня, управляющая рождением и развитием человеческой сущности. Она олицетворяет чистоту, с которой мы приходим в этот мир и которую утрачиваем, попадая под власть Эроса-Пандемоса. Как говорит Платон, Артемида получила свое имя за чистоту и скромность, и за то, что является стражем добродетели. Она олицетворяет очищение и пробуждение доброй воли, которая позволяет совершать правильные, благие действия. (В конечном итоге, добродетель в первую очередь обозначает добрые, неэгоистические поступки).

Афина - богиня мудрости и справедливой войны, рожденная из головы Зевса благодаря вмешательству Гефеста, Прометея или Диониса, покровительница и непорочная мать Героев, спасительница сердца бога Диониса, олицетворяющая разумение Бога и помышление о божественном. Она - символ чистоты, обретаемой созерцанием, состояние ясности, позволяющее оценивать и выбирать правильно.

Гестия олицетворяет священный огонь, неподвижный центр, из которого все эманирует и к которому все возвращается. Она - гарант незыблемости и залог побед. Как говорит Платон, она является сущностью окружающих нас вещей, принципом движения и жертвоприношения. Именно Гестия символизирует приобщение смертного к божественному и соединение с ним. Мы можем ее отождествить со светом, о котором говорит Плотин: &quot,Вдруг вспыхивает свет, единственный, чистый. Ты спрашиваешь себя, откуда он идет - снаружи или изнутри?.. Свет ниоткуда не идет, он никуда не направлен... это свет, от которого происходит и в котором сохраняет существование все прочее&quot,.