Мифологемы Власти и «,Другого», как источники национальной идентичности в русском общественном бессознательном (на материале поэзии А. ,С. Пушкина)
В. А. Суковатая, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина
Власть —, один из ключевых концептов в самосознании Нового времени. В истории культуры Власть принимает различные облики, отождествляясь с физической силой в архаическом обществе, с аристократическими привилегиями, возможностью казнить или миловать в Средневековье, воплощаться в текстах Закона и «,обычного права», в эпоху Просвещения. В XX веке, основываясь на концепциях психоанализа, теории текста и письма, классическом структурализме, французские постмодернисты выдвигают концепцию Власти, во многом близкой пониманию коллективного бессознательного с одной стороны, и мифологической наррации с другой. В эпоху конца «,Великих Нарративов», (термин Ж.‑,Ф. ,Лиотара) Власть мыслится как символическая стратегия, формирующая мыслительные (эпистемологические) рамки культуры, условные по отношению к реальности.
Действительно, каждая эпоха создает свой образ —, архетип Власти, создает миф, репрезентирующий в культурных формах изначальные смыслы контроля и подчинения, надзора и виктимизации. В зависимости от модуля Власти, градуированного от «,жестокого насилия»,, «,табу»,, «,запрета», до «,авторитета»,, «,господства»,, «,влияния»,, от сферы ее направленности, регламентирующей место проживания, формы потребления или принципы мышления и этические нормы, Власть идентифицирует культуру с принципом «,тирании»,, или «,демократии»,, «,общинного», или «,родового», способа мышления.
Каковы мифологемы Власти в русском общественном бессознательном, сакрализованные в нарративных стратегиях?
Архетипические отношения Власти —, это всегда структура, репрезентирующая «,Я», и «,Другого»,, и в зависимости от того, как мыслится Другой в «,моей», интерпретационной сетке мира, такой полюс негации будет отведен власти в модели общественного устройства. Проблема Друговости очень актуальна для всей философии конца XX века. И именно через идентификацию «,Другого», мы предлагаем осмыслить дискурс Власти в русском общественном бессознательном.
В качестве материала для анализа я использую поэзию А. Пушкина, которую можно считать одним из источников мифологизации в русском обществнном бессознательном. Наша концепция состоит в том, что эволюция Власти и Другого в поэтической реальности Пушкина содержит в себе как бы сколок перипетий трансформации Власти в русском общественном бессознательном.
Литература
1. Пушкин А. С. Стихотворения.—, Москва,1978. 2. Фуко М. История безумия в классическую эпоху.—, СПб., 1997. 3. Kristeva Reader.—, Ed by Toril Moi.—, Ontario.—, New York, 1997.