ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Мифологемы Власти и Другого как источники национальной идентичности в русском общественном бессознательном (на материале поэзии А. С. Пушкина)
Роль міфу у вихованні та формуванні особистості.

Мифологемы Власти и &#171,Другого&#187, как источники национальной идентичности в русском общественном бессознательном (на материале поэзии А.&nbsp,С. Пушкина)

В. А. Суковатая, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина

Власть &#151, один из ключевых концептов в самосознании Нового времени. В истории культуры Власть принимает различные облики, отождествляясь с физической силой в архаическом обществе, с аристократическими привилегиями, возможностью казнить или миловать в Средневековье, воплощаться в текстах Закона и &#171,обычного права&#187, в эпоху Просвещения. В XX веке, основываясь на концепциях психоанализа, теории текста и письма, классическом структурализме, французские постмодернисты выдвигают концепцию Власти, во многом близкой пониманию коллективного бессознательного с одной стороны, и мифологической наррации с другой. В эпоху конца &#171,Великих Нарративов&#187, (термин Ж.&#8209,Ф.&nbsp,Лиотара) Власть мыслится как символическая стратегия, формирующая мыслительные (эпистемо­логические) рамки культуры, условные по отношению к реальности.

Действительно, каждая эпоха создает свой образ &#151, архетип Власти, создает миф, репрезентирующий в культурных формах изначальные смыслы контроля и подчинения, надзора и виктимизации. В зависимости от модуля Власти, градуированного от &#171,жестокого насилия&#187,, &#171,табу&#187,, &#171,запрета&#187, до &#171,авторитета&#187,, &#171,господства&#187,, &#171,влияния&#187,, от сферы ее направленности, регламентирующей место проживания, формы потребления или принципы мышления и этические нормы, Власть идентифицирует культуру с принципом &#171,тирании&#187,, или &#171,демократии&#187,, &#171,общинного&#187, или &#171,родового&#187, способа мышления.

Каковы мифологемы Власти в русском общественном бессознательном, сакрализованные в нарративных стратегиях?

Архетипические отношения Власти &#151, это всегда структура, репрезен­тирующая &#171,Я&#187, и &#171,Другого&#187,, и в зависимости от того, как мыслится Другой в &#171,моей&#187, интерпретационной сетке мира, такой полюс негации будет отведен власти в модели общественного устройства. Проблема Друговости очень актуальна для всей философии конца XX века. И именно через идентификацию &#171,Другого&#187, мы предлагаем осмыслить дискурс Власти в русском общественном бессознательном.

В качестве материала для анализа я использую поэзию А. Пушкина, которую можно считать одним из источников мифологизации в русском обществнном бессознательном. Наша концепция состоит в том, что эволюция Власти и Другого в поэтической реальности Пушкина содержит в себе как бы сколок перипетий трансформации Власти в русском общественном бессознательном.

Литература

1. Пушкин А. С. Стихотворения.&#151, Москва,1978. 2. Фуко М. История безумия в классическую эпоху.&#151, СПб., 1997. 3. Kristeva Reader.&#151, Ed by Toril Moi.&#151, Ontario.&#151, New York, 1997.