ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Мифологические механизмы конституирования пространства и времени в молодежных субкультурах
Простір і час культури

Мифологические механизмы конституирования пространства и времени в молодежных субкультурах

Помогаев Н.С., Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова

Субкультура есть обособленное культурное сообщество внутри более обширной культурной системы. Субкультурные сообщества организуются по разным признакам: половозрастным, профессиональным, религиозным и пр. В данном случае речь пойдет о культуре молодежного протеста, сообществах молодежи, декларирующих оппозиционность по отношению к господствующей в социуме системе ценностей.

Спецификой мифологии маргинальных сообществ является то, что она как бы «антимифологична»: то, что в традиционной мифологии имеет позитивный аксиологический статус, в мифологии маргинальных сообществ приобретает негативные черты, и наоборот. Но подобный «антимиф» является мифом, поскольку конструируется по тем же принципам, что и господствующая мифология.

Бинарная оппозиция «порядок-хаос» -- одна из важнейших компонент всех мифологических систем. В традиционной мифологии порядку приписываются все положительные характеристики, в то время как хаос является источником всего негативного, осмысляется как средоточие тьмы и мрака.

Мифологию культуры молодежного протеста наиболее точно можно определить как «мифологию хаоса». В ней (культура хиппи, панкеров и пр.) положительное значение начинает придаваться хаосу, а порядок осмысляется как сила негативная, источник несвободы, подавление спонтанной активности человека. Высокую оценку начинает получать все неопределенное, незавершенное; становление получает примат над ставшим.

Это предопределяет порядок конституирования пространства и времени в данной культуре. В традиционной мифологии пространство центрировано, и его центральная точка обладает статусом высшей сакральности, ослабевающей по мере передвижения от центра к периферии. Пространство традиционного мифа неоднородно: делится на пространство космоса и пространство хаоса. Положительные черты приписываются обжитому людьми упорядоченному пространству космоса. А находящееся за пределами обжитого людьми пространства является местом обитания злых сил. Время в традиционной мифологии делится на сакральное -- время совершения ритуалов и больших празднеств, и профанное -- время повседневной жизни. При этом сакральное время получает более высокий аксиологический статус. Внутри обжитого людьми пространства существуют определенные локусы, обладающие ореолом сакральности, а также так называемые «нечистые места» -- пространства хаоса внутри космоса.

В сознании носителей субкультурных ценностей все эти оппозиции оборачиваются. Пространство молодежной субкультуры характеризуется подчеркнутой ацентричностью. По своему аксиологическому статусу на первый план выходит дорога, как символ вечного перехода, вечного становления, пути, лишенного определенной цели. Мифологизация трассы является одной из важнейших черт сознания представителей молодежных сообществ. При этом территория, имеющая определенные границы, например, пространство города, получает аксиологически негативный статус. Положительное значение придается пространству, не имеющему определенных границ: цель пути не имеет значения -- важно беспрепятственное преодоление бесконечных пространств, само состояние путника как метафора и способ переживания бесконечной свободы. Также важное сакральное значение в сознании получают пространства, которые в системе традиционного мифа обычно осмысляются как «нечистые», в первую очередь в число таковых попадают территории первозданной дикой природы, не обжитые людьми.

Очень важное значение в идеологии субкультуры получает образ природы: «лагерь на природе», в не освоенном цивилизацией пространстве -- весьма характерный для молодежной тусовки тип пространственного самоопределения. Высоким сакральным статусом наделяются лес, пустующие деревни, подземелья, пещеры, подземные переходы и пр. Подземное пространство несет в себе символику скрытости, тени ухода из поля зрения господствующей культуры.

Время молодежной субкультуры не подлежит какому-либо жесткому упорядочиванию. Можно сказать, что оно словно отсутствует (безвременье, вечность -- популярные мотивы в фольклоре субкультуры). Переживание времени сильно связано с субъективными состояниями -- произвольные «растягивания» или «ускорения». Отсчет времени часто бывает привязан к сезонам трассы. Излюбленное время суток -- ночь, время наибольшей активности тусовки и наименее освоенное господствующей культурой.