ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Мифологичность некоторых элементов информационного пространства
Міф як досвід цілісного сприйняття реальності

Мифологичность некоторых элементов информационного пространства

Сотникова К., Київський національний університет імені Тараса Шевченка

В последнее время всё чаще звучит тезис: современное общество всё ближе и ближе к тому моменту, когда оно окончательно получит статус «информационного». Действительно, информационные сети оплели жизнь каждого. И «выпадение» из этой среды автоматически означает для отдельного человека отставание от всё набирающих обороты темпов развития окружающего социального мира. Итак, на сегодняшний день уже можно говорить о том, что мы живём в информационном пространстве. И в то же время нужно обратить внимание на то, что существенная часть данной нам информации носит незаметный на первый взгляд мифологический оттенок. И, в первую очередь,-- по форме воздействия на нас.

Еще Платон в целом ряде своих диалогов («Протагор», «Государство», «Тимей», «Критий», «Законы») разработал теорию мифа. По Платону, две основные функции мифа:

«... служить суррогатной заменой разумного основания для некоторого суждения или поступка,-- в тех случаях, когда истинное основание мнения или поступка недоступно в силу своей сложности»;

«способствовать тому, чтобы живущие совместно люди всю свою жизнь придерживались как можно более одинаковых взглядов относительно некоторых важных предметов».

Именно обе эти функции мифа мы и находим воплощенными в нашей повседневной жизни. Рассмотрим только две сферы, в которых мы ежедневно сталкиваемся с подобной мифологичностью: общественные указатели и реклама.

Общественные указатели.

Каждый день мы можем наблюдать огромное количество таких надписей: «НЕ КУРИТЬ», извещение о том, что данный вход «ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕРСОНАЛА», «УХОДЯ, ГАСИТЕ СВЕТ» и т.д. Это всего лишь надписи, но всё же в большинстве случаев что-то заставляет нас беспрекословно им повиноваться. Почему же это происходит?

Р. Барт исследует миф с семиотической и лингвистической точки зрения. В своей книге «Мифологии», он, в частности, пишет: «Миф является вторичной семиотической системой. Знак...первой системы становится всего лишь означающим во второй системе. Материальные носители мифического сообщения, какими бы различными они ни были, как только они становятся составной частью мифа, сводятся к функции означивания...Миф -- это сообщение, определяемое в большей мере своей интенцией, чем своим буквальным смыслом, и тем не менее буквальный смысл, так сказать, обездвиживает, стерилизует, представляет как вневременную, заслоняет эту интенцию».

Таким образом, авторитетность общественных указателей во многом обеспечивается социальной мифологией. Человек, увидев категорически выраженный запрет «НЕ КУРИТЬ» или извещение о том, что данный вход «ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕРСОНАЛА», неизбежно придет к выводу о том, что за этими лаконичными фразами, напечатанными на официально выглядящих табличках, кроется какая-то высокая властная инстанция, обладающая возможностью и полномочиями наказать нарушителя тем или иным образом. То есть, видя надпись «ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕРСОНАЛА», мы расшифровываем ее так: «Если в это помещение войдет НЕ член персонала, он будет удален, а возможно и наказан, причем с санкции высшей законной инстанции». С другой стороны, может показаться, что проще было бы употребить первичные тексты в развёрнутом виде. Но, во-первых, в этом нет необходимости: все члены общества знакомы с его мифологией или неписаными законами. А во-вторых, часто «первичный текст» был бы слишком категоричен и мог бы даже вызвать сомнение у ряда граждан относительно своей легитимности.

Реклама.

Для человека сама вещь, товар являются абсолютно субъективными понятиями. Если я покупаю предмет, огромное значение для меня имеет невидимое, но ощущаемое вокруг этого предмета поле. Я как бы вижу этот предмет сквозь образ, который сформировался у меня в голове до этого. По сути дела мы живем в поле мифов. Это действительно поле -- коммуникативно-предметное поле. В него входит сам предмет, информация о нем, ожидание потребителя и т.д. Задача рекламы -- проектирование этого поля, проектирование воздействия на потребителя. Причем при соответствующих интеллектуальных вложениях это поле начинает существовать одновременно в настоящем и будущем с неумолимой реальностью. Вот некоторые основные свойства мифа, которые можно наблюдать в рекламе:

слияние реального и идеального;

опора на бессознательное (например, доверие к детям и животным);

синкретизм восприятия, когда явление не подчиняется законам логики, например, одно явление может принадлежать двум реальностям (кошки не говорят, но вкусовые качества кошачьего корма, подтвержденные говорящим котом, являются аргументом для покупки кошачьего корма в магазине);

императивность мысли, т.е. миф побуждает к какому-то действию самим фактом своего существования в сознании, он управляет нашим поведением.