Мысли о времени в «Дневниках» Пришвина
Каменщикова И.Н., Ассоциация «Новый Акрополь», Киев
«Дневники» М.М.Пришвина -- неотъемлемая часть его творческого наследия. В них мы встречаемся с Пришвиным философом, мыслителем, поэтом. Его путь к истине -- живой пример возможности познания себя и мира через искусство. В его рассуждениях мы находим мысли философов античности, осознанные, обогащенные собственными примерами, синтез мудрости Востока и Запада, лаконичные формулировки-афоризмы, притчи и маленькие стихотворения в прозе.
Как досократики, он пишет «О природе», это размышления о сущности вещей, о «жизненном веществе», стремящемся к единству: «Но, будучи в рассеянном, разбросанном состоянии во времени и в пространстве, каждая частица одного и того же вещества жизни стремится... достигнуть другой такой брошенной в мир...частицы вещества и дает знать о себе своей формой. Так через форму, пребывая в ней какое-то время, каждая частица вещества жизни соединяется в единстве со всем веществом, наполняющим вечность».
«Вещество, наполняющее вечность» -- разве это не напоминает Бытие Парменида или Единую Реальность античной философии. Пришвин говорит об интуиции -- чуткой способности уловить ту неведомую точку пересечения пространства обычного существования с тем лучом, каналом, в котором человек открывает для себя Бытие -- вечное, неподвижное, всеохватывающее и непостижимое. Это точка, дающая возможность прикоснуться к истине, это момент истины, или мгновение, которое становится вечностью, включая в себя прошлое, настоящее и будущее.
«Я, как писатель, представляю себя летящим не в пространстве, а во времени».
По поводу времени, Пришвин говорит, что есть время башенное -- дискретное, неумолимое, есть время личное, внутреннее (у каждого свое), человеческое, а есть еще время творческое, измеряющее пространство воображения, которое позволяет человеку проникать в будущее, через современное обращаться к вечному.
И каждому настоящему художнику свойственно умение ориентироваться в этом пространстве: уловить направление и держаться этого направления с упорством перелетных птиц, которые каждую осень отправляются в неведомое, «небывалое», ведомые внутренним зовом. Настоящий художник всегда современен -- он живет в своем времени, видит его через призму современности. И о чем бы он ни писал -- хотя бы о самой глубокой древности, это его сегодняшний взгляд, и он будет поистине гениальным., если сумеет попасть в эту невидимую точку, где царствуют вечность и бесконечность, тогда и его произведение обретет бессмертие, приобщившись к сущностному, нетленному.
Снова и снова Пришвин возвращается к тайне бессмертия. Что помогает человеку избежать уничтожения и забвения? Где искать эликсир жизни? Конечно, в Небывалом. Туда устремляются герои, способные пренебречь опасностью утраты формы, «ради единства человеческой сущности». Обретая это единство, человек становится хозяином времени, или победителем смерти.
«А когда же личность человека торжествует? Только в отношении творчества смысла жизни, которая начинается от рождения и постепенно переходит в бессмертие и вечность».