ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Непрерывность возрождения мифа
Міф у філософії

Непрерывность возрождения мифа

Ю. Р. Туречек, Киев

И ничто не меняется от того, что миф неизменно остается предметом смутной тоски.

К.Хюбнер

Современные исследования в области психологии говорят о наличии в глубинах человеческой психики мифологических структур. К. Г. Юнг, изучая эти пласты сознания, обобщает часто встречающиеся у разных людей и в разных культурах объекты и называет их архетипами. Наше обращенное вовне сознание, занятое повседневными хлопотами, порой теряет связь с внутренними силами, но, как утверждает Юнг, мифы &#151, при правильном толковании &#151, помогают эту связь возродить. Они образным языком рассказывают человеку о душевных силах, которые следует признать и сделать неотъемлемой частью своей жизни. Речь идет о силах, извечно присущих всем людям без исключения и олицетво­ряющих, по мнению Дж. Кэмпбелла, мудрость нашего вида, выкованную в бурях тысячелетий. Если общество лелеет свои мифы и поддерживает в них жизнь, оно черпает силы в самых здоровых и богатых слоях человеческого духа.

Однако, сосредоточенность на собственных сновидениях и унаследо­ван­ных мифах отвлекает сознание от современного мира, закрепляет архаичные чувства и образ мышления. По этой причине Юнг и говорит, что необходим диалог, а не жесткая приверженность чему-то одному, внешнему или внутреннему. Диалог этот осуществляется посредством символических форм, которые в непрестанном взаимодействии исходят от бессознательного и осмысляются сознанием.

Ни миф сам по себе, ни символы, которые он приводит в действие никогда полностью не исчезали из сознания. Миф можно представить запечатанным письмом, посланным человечеством себе же в вечности. И от нас зависит, как с ним поступить. Во-первых, на нас лежит ответственность передать его будущим поколениям минимально искаженным. А вопрос понимания этого послания зависит от индивидуального опыта осознания символов.

Дж. Кэмпбелл, сравнивая ряд сюжетов из разных уголков мира и разных традиций, говорит о возможности прийти к глубокому пониманию их силы, источников и возможного смысла. Совершенно очевидно, что эти повествования не историчны &#151, и, следовательно, речь идет о воображаемых принципах, а не о событиях во внешнем мире.

Таким образом, мифы рассказывают о том, что имеет для нас первостепенное значение, они излагают вечные принципы, которые следует знать каждому: это не просто полезно, а совершенно необходимо для того, чтобы наше сознание не утратило связи с сокровенными тайниками души, откуда исходят главные побуждения. Иными словами, священные сказки и их символика приносят весточки их тех уголков духа, которые неведомы нормальному бодрствующему сознанию.