ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
О некоторых параллелях между мифологической и естественнонаучной картинами мира
Концепція людини в філософії і релігії.

О некоторых параллелях между мифологической и естественнонаучной картинами мира

А.И.Чуличков, Ассоциация «Новый Акрополь», Москва

Мифы можно рассматривать как модель мира, описанную символическим языком. Мифологические сюжеты при этом рассматриваются как носители знания о природе и о человеке как ее части, но для того, чтобы связать их с реальностью, необходима интерпретация, сопоставляющая граням реальности те или иные мифологические понятия и объекты. На этом пути в мифологических сюжетах возможно раскрытие принципов, которым подчинены процессы возникновения и развития мира.

В определенном смысле противоположным подходом к описанию мира является естественнонаучный. В процессе развития научного знания благодаря стремлению к наибольшей общности открытых человеком законов природы большое значение приобрели универсальные модели мира, отражаемые в математических моделях. Так, например, уравнения математической физики параболического типа описывают и явления диффузии вещества, и распро­странение тепла, и процессы, происходящие в обществе. Математические модели при этом выступают как символическое знание, и для связи его с реальностью также необходим этап интерпретации, сопоставляющей граням реальности те или иные математические объекты.

Интерпретация положений научных теорий может быть осуществлена с разных позиций. Первая и наиболее распространенная — прагматическая. Она состоит в том, чтобы научиться предсказывать поведение изучаемого объекта в заданных условиях, предугадывать тот или иной отклик природы на поведение человека и т.п. В данном случае нас интересует интерпретация другого порядка — онтологическая, которая связана с формированием мировоззрения исследо­вателя, с проникновением в структуру мира реальности. Такая трактовка математических понятий, символических по своей природе, близка к трактовке символа в мифологии. Основные характеристики ее — многозначность, наличие множества смыслов, множества горизонтов.

Особенностью науки ХХ-го века является то, что многие интерпретации мифа и научных теорий имеют четкие аналогии. Наиболее ярким примером является миф о сотворении и современная теория происхождения Вселенной. Единство мира, присутствующее в мифе, единые сценарии творения, присутствующие в различных мифологических системах, находят свои аналоги в научных представле­ниях о возникновении порядка из хаоса, о становлении и развитии. За мифологическими сюжетами встает представление о последовательном воплощении принципов единства, двойственности, троичности и т.п., просле­живающихся в эволюции звезд, планет, химических элементов, живых организмов. В теории нелинейных динамических систем их эволюция может быть представлена как последовательность этапов регулярного развития, перемежающихся этапами скачкообразных переходов. Более тонкое моделирование переходов обнаруживает хаотическое поведение системы в окрестности перехода, что позволяет провести параллели с мифологическим хаосом как разрушителем и в то же время созидателем, и с мифами о потопе, дающими модели обеспечения преемствен­ности этапов регулярного развития.

Если естественнонаучное знание возникает как результат применения технологии, основанной на цепочке «эксперимент — модель — теория» и требующей жесткого соответствия между предсказаниями теории и наблюдениями, то мифологические представления не основаны непосредственно на экспери­менте, в них не прослеживаются логические цепочки типа «причина-следствие», а сам язык мифа значительно более гибок, чем нормативный язык науки. Тем самым в мифе могут отражаться еще не вербализованные представления о мире, которые могут служить основой для гипотез, проверяемых наукой.