О некоторых проявлениях мифологического начала в джазовой музыке
Супрун О.В., Державна академія керівних кадрів культури і мистецтв (Київ)
Джаз как уникальное явление в музыкальной культуре ХХ века, как неповторимый сплав европейских и африканских традиций. Различия между джазом и европейской музыкой в области звуковых, тембровых, ритмических представлений, особенностей восприятия и характера исполнения. Множественность трактовок в понимании природы джаза. Попытки со стороны официального музыковедения «рационализировать» джаз, стремление вписать его в систему нормативов европейского музыкального мышления.
«Таинственная» природа джазовой музыки. Общее мнение профессионалов и любителей о том, что в основе этой музыки лежит «нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить». Мистически-чувственная окраска джазового музыцирования. Концепция «негритюда» как один из возможных путей рассмотрения загадочной природы джаза.
Мифологическое и рациональное мышление. Актуальность иррационального, мистического мирочувствования в современной культурной практике. Феномен джаза как проявления глубинных мифологических пластов сознания. Джаз как особый тип переживания действительности, особый тип существования, движения сквозь жизнь с помощью музыки.
Афро-американские корни джаза и их мифологическая основа. Ритуальная обрядовая сторона африканских музыкальных традиций. Социальные аспекты жизни в африканском «обществе». Подчинение жизни принципам обряда, в противовес регламентации ее законом в цивилизованном обществе. Ритуализация африканского бытия, связь различных видов деятельности с музыкой через пение.
Постепенная модификация африканских форм восприятия мира в соответствии с европейскими традициями. Зарождение афро-американской культуры. Новая европейская идеология, ее проявление в музыкальной среде афро-американцев. Своеобразие трактовки европейских, религиозных и мифологических представлений через призму афро-американского мышления.
Отражение религиозного типа мифотворчества и его двойственной природы в духовных гимнах афро-американцев. Экстатические откровения спиричуэлсов.
Многоуровневость понятия «блюз». Блюз как будущий генетический код джаза. «Блюзовость» как доминирующее качество в системе взаимоотношений афро-американцев с миром. Мифологический подтекст блюзовой интонации: обожествление вечно «неудовлетворенной души негра», стремление к ее вытеснению из чуждого «белого» контекста. Музыкально-выразительный комплекс блюза. Развитие идей афро-американской обрядовости в традиционном джазе.
Противоречивость джаза, идущая от сосуществования в нем «черных» и «белых» корней. История джазовой музыки как своеобразная «конкуренция» этих двух начал. Проявление этого на социальном, эстетическом, музыкальном уровнях. Модель стилевого развития джаза как подчинение закону поочередного отрицания каждой из сторон.
Сохранение фундаментальной мифологической константы, разнообразие ее проявлений в основных джазовых направлениях. Вольный джаз 60 -- х (фри-джаз) -- наиболее полное выражение афро-американской ментальности. Концепции новоджазовых свобод. Культ «нетерпимости» по отношению к «порядкам» белого мира. Возврат на новом уровне, в иных культурно-исторических условиях к своей пра-природе - черной музыке.
Исчерпанность европейской музыки как «идеологического» антипода, поиски нового, в лице неевропейских музыкальных традиций - индийской, японской, арабской экзотических культур. Мифологически-религиозная подоплека освобождения современного джаза от «белого божества».
Новые мифологические горизонты свободного джаза - мессианская всеобъемлющая любовь, идеи экстатического комического вознесения. Воплощенность новых идей и образов в названиях альбомов новоджазовых музыкантов. Особенности анормативного музыкально-языкового базиса современного джаза. Их специфика и связь с пра-истоками.