Олимпийская теогония как модель процесса самосотворения
А. Мусулин, Ассоциация «,Новый Акрополь»,, Хорватия
Миф символичен. Посредством символов —, знамений «,иной», реальности —, он позволяет проникнуть в пространство идей и архетипов, пространство множества неизвестных, уравнений и функциональных подобий, благодаря чему можно получить представление о развертывании, динамике развития и свертывании любого космоса и тех сил, которые участвуют в его создании. Другими словами, миф —, это универсальная модель и прототип всего, что произойдет в проявленном мире, в обычном пространстве-времени, всех сотворений, рождений и форм существования космосов, создаваемых природой и человеком на объективном и субъективном уровнях после изначального времени, в котором произошли события, описываемые мифом.
Теогонические мифы рассказывают нам о появлении Богов, об их рождении или эманации, из некоторой изначальной точки, которая в неоплатонической философии представлена Единым, или Демиургом-Создателем, изначальным принципом, каковым в греческой философии выступает, с одной стороны, Хаос и, с другой —, каждый из правителей Вселенной в последующих эонах времени, какими были Уран, Кронос, а потом Зевс. Появление остальных Богов, сотрудников Демиурга (чаще всего речь идет о его потомках), происходит по мере развития мира. Если в начале есть лишь изначальная точка и некоторое окружающее ее аморфное пространство, которое пока еще не организовано Демиургом, то в конце процесса создания мы можем говорить о космосе, который прошел через определенные фазы становления и, с другой стороны, о Теосах, или Богах, которые были необходимы для того, чтобы космос мог развиваться и приобрести те характеристики и форму, которыми обладает ныне. Красота, Справедливость, Порядок —, каждая из подобных категорий олицетворяется определенным Божеством, которое является гарантом ее присутствия в этом мире.
Теогонические мифы рассказывают нам не только о рождении Богов, функциях и событиях, с ними связанных, но также в качестве модели показывают, каким образом освобождаются скрытые потенциалы человеческой души изнутри наружу, описывают процесс ее роста. Подобно тому, как Демиург в начале времени эманирует свое потомство, демиургическое начало внутри нас эманирует определенные способности —, то, что позволяет человеку участвовать в жизни и придать ей форму. Также каждое божество, упоминающееся в мифе, в более или менее развернутом виде «,присутствует», в сознании. Именно теогония говорит о качествах, которые необходимо найти внутри себя (поскольку мы обладаем ими изначально) и вывести наружу, имитируя таким образом действия Создателя всего сущего.
Согласно греческой мифологии, владыкой Вселенной является Зевс, отец богов и людей, универсальная мощь, которая движет всем, соединяет все и ведет мир к осуществлению определенной цели. Теогония Гесиода является мандалой и космограммой, центральное положение в которой занимает Зевс, а остальное пространство наполнено творящими силами, являющимися во Вселенной принципами, а в человеке —, силами духа, души и тела. Титаны, Гиганты, Циклопы вместе с другими божествами хтонического происхождения олицетворяют стихийные силы и инстинктивную природу человека, Зевс и его окружение представляют разумную и осмысленную мощь Первоначала, которой в человеке соответствует духовный принцип и воля духа осуществиться, развернуться в пространстве-времени.
Рассматривая браки Зевса, мы можем видеть, что они описывают рождение божественных сил и потенций, эманацию созидательных начал, которые, являясь мерой всего сущего, сделали Вселенную гармоничным и прекрасным творением.
Человек также является творцом, и в первую очередь, творцом самого себя и своей собственной судьбы, каждый обладает способностью и свободой сделать свою жизнь, внутреннюю и внешнюю, более соответствующей небесной модели.
В сфере духовного Зевс —, символ доброй воли, стремления расти, подниматься от плоскости анимально-человеческого к плоскости человеческо-божественного. Если человек и «,создан по образу и подобию божьему»,, то это подобие присутствует внутри нас в более или менее свернутом (имплицитном) виде как возможная, но спящая в лоне великого забвения души способность творить и созидать.
Философ-мистик-художник, движимый внутренней потребностью к прекрасному, доброму и справедливому, завоевывает пространство своей души, он проникает в лабиринт сознания, движется к его центру и, по мере приближения к нему, открывает внутри себя и интегрирует в сознание те аспекты своего существа, о которых до того мало знал и еще меньше использовал. Созидательный образ жизни объективизирует те грани души, которые в мифологии олицетворяются детьми Зевса. Его супруги символизируют способность души «,забеременеть», смыслом, сделать пассивное и скрытое активным и проявленным. Любовь к Прекрасному, Справедливому и Доброму —, это способность души откликнуться на зов духа, способность облагородить жизнь.