ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Опыт целостного восприятия реальности
Міф як досвід цілісного сприйняття реальності

Опыт целостного восприятия реальности

Колесниченко Т.В., Санкт-Петербургский гуманитар­ный университет профсоюзов; школа-лицей № 8, Севастополь

В настоящее время наиболее существенным методологическим основанием в истории педагогики можно считать как культурологический подход, означающий взаимосвязь понятий культуры, опыта человечества, воспитания, так и антропологический подход, означающий включенность человека в мировой процесс.

Сегодня образование и воспитание разрушают старые стереотипы и создают новые, способствующие поиску путей познания истины.

В словаре понятие «внушение» определяется как целенаправленное воздействие и пробуждение определенных представлений (стереотипов), которые принимаются и осуществляются как истинные. Во все времена и во всех странах земного шара сила внушения в формах самовнушения или внушения со стороны других людей играла решающую роль в жизни и мышлении людей.

Внушение вызывает структурное изменение у человека.

Вся жизнь индийцев, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов, которые рождали стереотипы. Кастовое деление древнеиндийского общества, освященное индуизмом, обусловило религиозное и законодательное закрепление различий в воспитании и образовании для высших и низших социальных слоев. Весь круг общения, брачные и дружественные связи, даже место для поселения избирались согласно статусу касты.

Воспитание в буддийских школах -- процесс разрушения старых и создание новых стереотипов.

В Китае слова «конфуцианец» и «ученый» были синонимами. Воспитание было основано на приобщении к мудрости предков через понимание их нравов, выраженных в традиции, ритуале и музыке, т.е. стуктуировался образ мудрого, целого человека.

В соответствии с возможностями (способностями) «в деле постижения мудрости» Конфуций предлагает своеобразную классификацию по способностям.

В Греции были созданы две типичные формы государства с характерными укладами жизни и идеалами (стереотипами) воспитания: одно с населением дорийского племени -- Спарта, другое -- ионийского -- Афины.

Две формы государства составляют единое целое Греческого государства.

Значительное место в учении Коменского занимает проблема нравственного воспитания.

В своих правилах развития нравственности он говорит о нравственном назначении истинного знания. «Ибо истинное суждение о вещах есть истинная основа всякой добродетели».

Важно оценить стремление Коменского повернуть все дело воспитания, образования, обучения к подготовке подрастающего человека к восприятию, пониманию, принятию целостной картины мира, мира культуры, мира человека.