Опыт целостного восприятия реальности
Колесниченко Т.В., Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; школа-лицей № 8, Севастополь
В настоящее время наиболее существенным методологическим основанием в истории педагогики можно считать как культурологический подход, означающий взаимосвязь понятий культуры, опыта человечества, воспитания, так и антропологический подход, означающий включенность человека в мировой процесс.
Сегодня образование и воспитание разрушают старые стереотипы и создают новые, способствующие поиску путей познания истины.
В словаре понятие «внушение» определяется как целенаправленное воздействие и пробуждение определенных представлений (стереотипов), которые принимаются и осуществляются как истинные. Во все времена и во всех странах земного шара сила внушения в формах самовнушения или внушения со стороны других людей играла решающую роль в жизни и мышлении людей.
Внушение вызывает структурное изменение у человека.
Вся жизнь индийцев, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов, которые рождали стереотипы. Кастовое деление древнеиндийского общества, освященное индуизмом, обусловило религиозное и законодательное закрепление различий в воспитании и образовании для высших и низших социальных слоев. Весь круг общения, брачные и дружественные связи, даже место для поселения избирались согласно статусу касты.
Воспитание в буддийских школах -- процесс разрушения старых и создание новых стереотипов.
В Китае слова «конфуцианец» и «ученый» были синонимами. Воспитание было основано на приобщении к мудрости предков через понимание их нравов, выраженных в традиции, ритуале и музыке, т.е. стуктуировался образ мудрого, целого человека.
В соответствии с возможностями (способностями) «в деле постижения мудрости» Конфуций предлагает своеобразную классификацию по способностям.
В Греции были созданы две типичные формы государства с характерными укладами жизни и идеалами (стереотипами) воспитания: одно с населением дорийского племени -- Спарта, другое -- ионийского -- Афины.
Две формы государства составляют единое целое Греческого государства.
Значительное место в учении Коменского занимает проблема нравственного воспитания.
В своих правилах развития нравственности он говорит о нравственном назначении истинного знания. «Ибо истинное суждение о вещах есть истинная основа всякой добродетели».
Важно оценить стремление Коменского повернуть все дело воспитания, образования, обучения к подготовке подрастающего человека к восприятию, пониманию, принятию целостной картины мира, мира культуры, мира человека.