Отражение эволюционных процессов в мифологических образах
Чуличкова Н. М., Ассоциация «Новый Акрополь», Россия
Мифологические картины мира, рассматриваемые в широком смысле, включая символические пространственно-временные образы и нелинейные сюжетные линии, представляют в настоящее время интерес с точки зрения изучения аналогии с современными подходами к пониманию эволюционных процессов. Пространственно-временное многообразие мифа может быть рассмотрено как отражение процессов трансформации человека, как его индивидуальной судьбы, так и судьбы человечества в целом, при этом новые возможности для понимания переходных процессов в мифологическом пространстве дает синергетический подход. Речь идет об описании многообразия переходных явлений в жизни людей, рассматриваемом в мифологическом ключе, и качественных параллелей с поведением сложных нелинейных систем, при этом термин «точка перехода» может подразумевать и область, и границу, и некий переходной процесс.
Такие переходные процессы охватывают полный спектр всевозможных изменений, связанных с жизнью человека, его статусом и внешним миром. В древнем обществе существовал ряд изменений-переходов (имеющих самую разнообразную природу на физическом, психологическом и духовном уровне), которые имели особо значимую роль в мировоззренческой системе и поэтому сопровождались определенными символическими образами, обрядовыми действиями, созданием специальных пространств.
1. Точки перехода во времени. Это, например, праздники, связанные с годовым циклом, но имеющие символическое значение в контексте смены ориентиров и образа жизни человека, включая рождение, смерть и -- в некоторых традициях -- возрождение, и с этими этапами развития сознания человека. Среди таких переходных явлений можно проследить иерархию, выражающуюся в том, что определенные переходы удается проходить только немногим членам общества (например, в системе жреческих посвящений).
2. Пространственные точки перехода. В мифологическом пространстве большинства традиционных обществ можно выделить «условно вертикальное» и «условно горизонтальное» пространство. Вертикальная структура мира, выраженная в разделении мира на верхний (небесный, Божественный), средний (земной, людской) и нижний (подземный, загробный) планы, с соответствующим делением на более тонкую систему подуровней, включает в себя также универсальные символические образы-элементы, играющие роль переходных пространств между мирами. Это древо, гора, небесная лестница. Такие точки перехода также являются символическим выражением эволюции сознания человека, причем в большинстве своем в мифологическом виде характеризуют иерархически высокие переходные процессы (из мира людей в мир богов, переход к бессмертию и т.д.).
Точки перехода в «условно горизонтальном», т.е. в земном, пространстве являются проекцией вертикальной системы на уровень среднего мира, выразившейся в парадоксально нелинейной форме (множественность центров, инверсия центра и периферии). Наиболее полно многообразие горизонтальных пространственных точек перехода выражают мифы о путешествиях героя. Они включают в себя две большие подгруппы переходных пространств. Первая -- точки, имеющие статус помогающих мест: места приобретения героем силы, понимания и т.д. (например, получение им символических помогающих предметов), и вторая -- точки испытаний и подвигов героя.
На физическом плане роль переходных зон играют природные объекты -- лес, гора, камень, пещера, дерево, озеро, остров.
3. Рукотворные пространственно-временные области. Система представлений об устройстве мира и возможностях человека в нем выражалась и подкреплялась деятельностью человека, связанной с использованием природных объектов, сакрализацией им определенных пространств, а также с созданием рукотворных пространств.
Выделенный статус могли приобретать довольно большие пространственные зоны -- например, Западный берег Нила в Египте с его долинами Фараонов, Цариц.
Создавались пространственные сооружения специальной «переходной» направленности -- святилища, города, лабиринты, пирамиды.
Интересно, что в более поздних обществах при наличии в жизни людей сакрализованных пространств -- храмов, монастырей, в то же время существовали и утилитарно используемые объекты (дорога, ворота, стены, лестница), наделенные символическими названиями, легендами и т.д., выражающие некоторые фрагменты описания переходных точек мифологического пространства.
Итак, рассматривая точки перехода в мифологическом пространстве, можно говорить о переходных процессах в пространстве (и природном, и рукотворном, и воображаемом), во времени, проявляющихся в жизни людей не только на материальном плане, а также происходящих на разных уровнях сознания и облекаемых древними обществами в мифологические формы.