Появление философского пространства как одна из причин становления личности
Т. В. Труш, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко
Всю историю человечества можно рассматривать как попытку быть или стать человечеством. Когда Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю», он тем самым предполагал, что возможно движение души, которое должен совершить человек по отношению к любому предшествующему моменту в самом себе и образу, который он имеет относительно себя. В мифологически инертном теле, коллективном существовании человека нет двух вещей — нет истории и нет личности. Но они появляются в христианстве, почвой для которого послужила философия. Христианству, безусловно, присущ, как и всякой религии, мифологический аспект, однако, именно посредством христианства европейцы и вырвались из мифологически коллективного, инертного тела во время, в область, где осознаётся история и где становится и есть личность. Так с чего же начинается личность?
Появление философского пространства свидетельствует об субъективации человеческой мысли. Философия не просто фиксирует представление о мире, она есть изобретённое средство человеческого самосозидания и средство становления личности.
Человек само-созидается и само-рождается через культурно изобретённые устройства, такие как ритуалы, мифы, магия и т.д., которые не есть представления о мире, не являются теорией мира, а есть способ конструирования человека из природного, биологического материала. «Философ не скажет: человечество есть. Человечество есть нечто такое, что пытается стать человечеством». [Мераб Мамардашвили. Лекции по античной философии. М.: АГРАФ, 1998. — с. 66].
Философский язык связан с языком личности и есть язык мудрости. Философия появляется там, где появляются личностные структуры. Философия и личность идут в одной связке и обуславливают друг друга. С возникновением проблемы возникает философия, а это фундамент для закладки личности. Только при восприятии слова «личность» нужно избавиться от всех обыденных ассоциаций, которые автоматически приходят нам в голову и при этом организованы вокруг экзальтирования индивидуальных отличий, личность не выводима не из какого правила, не из какого закона. Язык философии — это язык, на котором мы говорим о своей свободе. Или о свободных явлениях. Сказать «само-бытие» — то же самое, что сказать «свобода». В философии свободой называется внутренняя необходимость самого себя.
Получается, что личность не основана ни на нравах, ни на обычае, ни на традиции. А на чём? Скажем так: на самой себе, на мышлении, на само-бытии. Личность не есть «бытие в самом себе». В философии понятие личности и индивидуальности не дублируют друг друга. Проблема личности в философии не сводится к проблеме индивидуализма. Личность — это особое измерение, в которое мы входим, выходя из конечности собственной индивидуальности, в универсальное измерение. Личность разговаривает языком свободы, бытия, мудрости, а мудрость есть искусство. Она в самой себе содержит и актуализирует необходимость самореализации.
Нельзя хотеть иметь новую мысль и поэтому иметь её. Во всех случаях речь идёт о некоем бытии, которое организуется определённым образом, в котором приходит в голову мысль, и тогда ощущение или переживание удерживается на своём уровне и не уходит в песок. А это почва для самовыражения и творчества.
Философия, или мудрость, есть размышление о том, чего мы не могли бы достичь сами по себе, для чего нужно искусство. А в этом и состоит природа философского знания: оно вытекает из того, что нет заранее заданного знания и бытия нет. Нет и не может быть навсегда данной личности, потому что личность начинается из свободы мысли, внутренней свободы и, по-видимому, завершается и исчерпывается ею. Поэтому личность — это процесс постоянного становления и творчества в самом себе, процесс постоянного познания, это выведение само-бытия в мир, это творчество. А человек есть в той мере, в какой он хочет быть — это единственное живое существо, способное к свободе и трансцендированию. И в связи с этим можно сказать, что личность начинается с проблемы, с удивления, с мысли, с философии, имеет трансцендентное начало, которое розворачивается в судьбу. Поэтому, Личность в момент мышления и творчества прикасается к Бытию, она запечетляет невидимое для других, запечетляет бытие или явление истины в своём произведении искусства.