Постмодерн как «новая мифология»
Матюшина И.И., Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова
Философия и культорология различают архаический миф как исторически первый тип мышления, способ освоения и объяснения мира и миф постархаический как элемент традиции, присутствующей в любой культуре. Каждая культурная эпоха среди своих традиционных оснований содержит мифологические элементы.
Переход от культуры модерна к культуре постмодерна, как и любая смена культурной парадигмы, обозначил себя как процесс демифологизации уходящей традиции: как процесс развенчания всех мифов и принципиальной демифологизации сознания.
Развенчание утопических идей модерна поставило под сомнение основные естественнонаучные принципы и привело к тому, что приоритетным направлением научных разработок стали гуманитарные науки, снимающие традиционную оппозицию между субъектом и объектом познания. Снятие этой оппозиции породило два противоречивых следствия: 1) ситуация постмодерна знаменует распад субъекта, растворение его в коллективе, в обществе; 2) ситуация постмодерна на первый план выводит субъект и субъективность, наука становится «автобиографической», что сближает ее с литературой. Обе эти тенденции сосуществуют в современной культуре, взаимодополняют друг друга вопреки логическим законам; здесь вступает в силу мифологический принцип соединения несоединимого, арациональной возможности мышления.
Первый принцип реализуется в теории коммуникативной философии (К.-О.Апеля, Ю.Хабермаса), центральной категорией которой является понятие «дискурса», посредством которого происходит не только общение индивидов, но и становление традиции, установление значений, правил, норм, то есть любое проявление человеческой сущности обусловлено, предопределено, оговорено и маркировано веками продолжающейся коллективной коммуникацией, человек -- не субъект, а коллективный продукт, маркированный в соответствии с тем, как его воспитало общество (коллектив). Вспомним, что человек архаический не выделял себя как индивидуальность, а чувствовал и являлся частью племени; значимостью и самоосознанием обладало племя как целое, но не человек внутри него. Попыткой реализации коллектива как целостного организма, взращивающего в себе функционально необходимые элементы, и является сегодняшняя ориентация на корпоративную этику, корпоративные интересы. Более того, современная индустрия производства массовой культуры также ориентирована на воспитание необходимых обществу качеств. Индустрия развлечений формирует вполне определенные вкусы и взгляды: смотрится, слушается, потребляется то, что широко рекламируется. Нельзя утверждать, что феномен массовой культуры появился только в ситуации постмодерна, но сейчас, с развитием технических средств коммуникации, он приобрел характер универсальной тенденции культуры. Однако встает вопрос о том, действительно ли процесс производства традиций, мнений, вкусов вызван массовой коммуникацией: ведь значимым мнением в коммуникации являются мнения специалистов и значимый дискурс ведется между специалистами. Сегодня очевидно, насколько далеки друг от друга культурные ареалы специалистов и неспециалистов, в этом можно усмотреть развивающийся институт жречества, посвященных, дарующих и толкующих сакральное знание, недоступное всем остальным.
Вторая тенденция -- ориентация на субъективность -- отчетливо прослеживается, в первую очередь, в постмодернистском искусстве, главный принцип которого -- переосмысление прошлого. Традиции, нормы, стили и направления прошлого для пользователя произведения (как автора, так и читателя) являются сакральными пространством и временем, постоянно незримо существующими, посредством которых происходит самоопределение личности. Здесь возможно возражение: ведь постмодерное переосмысление принципиально иронично и направлено на преодоление, демифологизацию прошлого. Но ведь сакральное для мифологического сознания не является синонимом святого и неприкосновенного, отношение к сакральному для мифологически мыслящего человека амбивалентно, оно предполагает и преклонение, и попрание.
Постмодернистское искусство реализует принцип неразличения искусства и реальности, искусство предстает ритуалом, доступным каждому, например, визуальное искусство, вышедшее за пределы холста и ставшим инсталляцией и постоянно повторяющимся процессом приобщения к эстетическому. Мифологический принцип неразличимости вымысла и реальности является основным постулатом не только людей искусства, но и принципом интернет-общения (вхождение в сакральное пространство чата дает возможность обыграть то, что, возможно, случится или не случится).
Итак, современная культура постмодерна, несмотря на все свои анитимифологические заявления, создает свою, отличную от модернистской, мифологию, основанную на принципах амбивалентности, постоянного обращения к сакральному, восстановлении значимости «племенного» единства.