ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Познание и творчество — объективизация свободы человека
Проблеми виховання соціальної відповідальності

Познание и творчество — объективизация свободы человека

Т. Колесниченко, г. Севастополь

Человек рождается в социальной среде, упорядоченной предыдущими поколениями. И первые годы социум для ребёнка ограничивается его родителями и ближайшими родственниками. По мере понимания ребёнком, чего от него добиваются взрослые, уже непосредственно в мышлении формируется система критериев — «хорошо-плохо».

Таким образом, от оценочных критериев, берущих начало непосредственно в телесных ощущениях и спонтанном эмоционально-чувственном общении, по мере взросления человек переходит к критериям, основанным на ментальных конструкциях. Важно подчеркнуть, что такие этапы развития систем социального ориентирования ребёнка — продукт воздействия среды, в которой он родился и которая была упорядочена определённым образом без всякого его участия. Постепенно ребёнок учится оценивать ситуацию своей жизни «чужими глазами», ибо в процессе воспитания ему были привиты извне как сами критерии оценок, так и конкретное их содержание [4, 15].

В процессе взросления контакты человека с социумом расширяются: семья, друзья, учебные заведения, производство, СМК. Поэтапное включение в социальную общность всё большего масштаба сопровождается увеличением масштаба и мощности социального давления, охватывающего все стороны жизни человека.

Целевые ориентации СМК (в отношении подрастающего поколения).

С позиций социальной политики (интересов общества, властных структур):

• поддерживать, стабилизировать и усиливать принятые в обществе ценности, убеждения и модели поведения;

• воспитывать законопослушного гражданина, патриота, семья­нина.

С позиций сторонних заказчиков — манипуляторов общественным сознанием:

• коммерческие цели — реклама, привлечь потребителей това­ров;

• управлять политическими процессами;

• привлечь (отвлечь) внимание к некоторым социальным проб­ле­мам;

• экономические цели — формировать экономическую номен­клатуру рынка [3, 112].

В результате человек учится вести себя таким образом, чтобы оптимизировать соотношение поощрений и наказаний (т.е. увеличить число плюс — и уменьшить число минус — подкреплений). Так в процессе социализации человеческое «Я» начинает оформляться некоторым представлением о себе: будем называть это Я-концепцией [4, 18].

Прежде всего, возникает вопрос: является ли Я-концепция стабильным образованием и может ли она изменяться в течение жизни? Это важно знать, чтобы понять цель изучения собственной Я-концепции: то ли это будет простой констатацией факта, то ли этот процесс может дать исходную информацию для дальнейшего, осознанного её изменения.

И. Калинаускас убеждён, что Я-концепция, являясь достаточно устойчивым психологическим образованием, всё же поддаётся изменению [4, 18].

Познание есть процесс личностного переживания, анализа и обобщения уже существующего бытия, тогда как творчество есть процесс личностного создания нового бытия. И познание, и творчество являются объективизацией свободы человека — свободы как возможности становиться и быть кем угодно [2, 68].

Процесс творчества происходит тогда, когда разрешаются до сих пор неразрешимые противоречия человеческой жизни. Поэтому искусство обретает себя как художественное разрешение противоречий человеческой жизни.

Несмотря на то, что художественное разрешение противоречия в искусстве совершается в объективированной форме — в форме культуры, оно с необходимостью оказывает воздействие на разрешение противоречий в непосредственной стихии человеческой жизни. Оно — как и философия, и религия — тяготеет к постановке и разрешению трагических противоречий человеческого бытия [2, 75].

Целевые ориентации СМК с позиции системы образования (интересов образовательных учреждений):

• формировать умение ориентироваться в информационном про­странстве;

• противостоять манипулированию собственным сознанием;

• адаптироваться к новым экономическим и политическим ус­ловиям в современном информационном обществе;

• помогать саморазвитию, самовоспитанию, самообразо­ва­нию, само­определению и самоорганизации детей и подростков [3, 112].

По решению редакционно-издательского совета Севастопольского городского гуманитарного университета в 2005 году было напечатано пособие Т. Колесниченко «Ты и Мир. 37 уроков самопознания» // Севастополь: Рибэст, 2005. — 80 стр. А4.

Тетрадь состоит из 37 уроков и адресована как подросткам для работы на уроках изобразительного искусства, так и учителям изобразительного искусства в качестве методического материала. Материал тетради сгруппирован в тематические блоки и построен по принципу развития у человека: энергии, души (линия); характера (плоская фигура); эмоций (цвет); перехода от образного к логическому мышлению (шрифт); воли (объём); духа, целостности (точка). Внутри каждого блока рассматриваются разные стороны человеческой сущности с помощью языков: искусства (Я человека, свобода); декоративного искусства (коллектив, традиция); черчения (закон); экономики (выбор). Каждый урок состоит из трёх уровней: языковый, эстетически-художественный, духовно-эстетический. Задания составлены в соответствии с требованиями действующей программы Министерства образования Украины, а также современными организационно-методическими подходами.

Художественное воспитание и творческое развитие учеников через изобразительное искусство реализуется в заданиях, направленных на формирование предметных компетентностей:

• понимание языка искусства как формы межличностного об­ще­ния, чувств других людей, разнообразия творческих про­яв­ле­ний, видения и восприятия действительности; осознание взаи­мосвязи с ровесниками и взрослыми и ответственности во время выполнения творческих работ;

• восприятие целостной картины мира, способность ценить на­цио­наль­ную самобытность и культурное наследие Украины как неотъемлемую составляющую общечеловеческой куль­тур­ной сокровищницы; открытие, творческое выражение себя, определение собственного места и осознание не­пов­то­ри­мо­сти и уникальности человека [1, 6].

Литература

1. Мистецтво та Освіта 1, 04 «Методичні рекомендації щодо вивчення дисциплін художньо-естетичного циклу».

2. Н. Хамитов Философия человека: поиск пределов Национальная Академия Наук Украины Институт философии Курс лекций для учебных заведений Киев Наукова думка. 1997

3. Школьные технологии 3, 02 Г. К. Селевко, А. Г. Селевко «Социально-воспитательные технологии».

4. Калинаускас И. Н. Игры, в которые играет «Мы»: Основы психологии поведения: теория и типология. - К.:Ника-Центр, 2005. -224 с.

5. Колесниченко Т. В. ТЫ И МИР. От пластической культуры к культуре духовной./Учебное издание/. — Севастополь, 2005. — 80 стр.