ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Познавательная деятельность как часть эмоциональной культуры
Проблеми виховання соціальної відповідальності

Познавательная деятельность как часть эмоциональной культуры

Г. Т. Паламарчук, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова

В образовании уже в античной форме представлялась философская культура как общая канва, общая схема для размышления относительно воспитания в целом. Культура в контексте этой идеи может быть истолкована, как совокупность достижений человеческого общества в смысле коллективного познания искусства (интегративно), науки (дифференцированно) и техники (избирательно).

Культурный человек может быть интерпретирован как человек, находящийся на высоком уровне культуры, т.е. соответствующий ее уровню в смысле деятельностного познания. Эта схема содержит много элементов, которые не устарели и сегодня, хотя в наше время содержание понятия воспитания более разнообразно, чем у древних греков. Это понятие включает две неразрывно связанных между собой стороны одного целого — личность, как члена общества и личность, как микрокосм, как мир индивидуального мышления, чувств, желаний.

Парадокс развития личности состоит в том, что оно имеет тенденцию прекращаться по достижении высокого уровня компетентности, когда личность приобретает хорошо сформированную систему навыков, позволяющую ей автоматически справляться с повседневными задачами в пределах принятых ею нормы. Механизм творческого поведения включается в тех случаях, когда какие-то стороны собственной деятельности перестают, по мнению личности, соответствовать тем образцам, которые она принимала в качестве нормы. Это может происходить при сохранении обычных обстоятельств окружения и возрастания требований к себе, либо в том случае, когда изменения во внешней среде заставляют человека взглянуть по-новому на свои нормы (человек и человек — это одна норма, человек и машина — иная норма поведения). Личность испытывает при этом состояние, которое можно назвать кризисом компетентности (что и движет развитием личности).

В наше время содержание понятия воспитания во многом опирается на так называемое имаго (латинское — образ, вид) — развитие окончательно ориентированное по стадиям индивидуального развития, так как это происходит и в биологическом смысле.

Видный филолог, культуролог и философ Яков Эммануилович Голосовкер в работе «Имагинативный абсолют» высказывает мысль, что личность может развиваться только в культуре того или иного поколения. Поколение Голосовкера - А. Ф. Лосев, Н. К. Гудзий, Н. И. Конрад, В. М. Жирмунский, О. М. Фрейденберг, В. Ф. Асмус, П. Г. Богатырев, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур — сыграло значительную роль в культуре советского периода. Это поколение получило основательное образование еще до революции 1917 г. и было достаточно молодым и пластичным, чтобы грандиозный переворот всей жизни и ценностей не означал для них крушение жизни и ценностей. Как замечает Я. Э. Голосовкер, «только при наличии сознания, постоянства возможно культурное творчество. При господстве только одной “изменчивости” нет культуры, нет “духовности”». В рамках одного поколения вся культура воспринимается, как целое. Впрочем, многое зависит от системы ценностных ориентаций личности, а так же от уровня творческого потенциала.

Творчески одаренный человек в своей деятельности ориентируется не только на элементарную общераспространенную норму, но и на идеал. В деятельности творческих людей стереотипы не складываются в жесткую систему, а изобретаются по мере необходимости, как внутренне востребованные в той или иной ситуации.

Литература

1. Новая философская энциклопедия. — Т.1.: А-Д. — М.: Мысль, 2000. - 721 с.

2. Лобачевский Н.И. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. — М.: Наук, 1976. - 663 с.

3. Модернізація вищої освіти України і Болонський процес //Освіта України. — 2004. — 10 серп. (№60-61).

4. Березовин Н. И. Основы психологии и педагогики / Березовин Н. И., Чепиков В. Т., Чеховських М. И. — Минск: Белорусь. Дом печати, 2003. — 337 с.