ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Проблема авторства после «смерти автора»
Культура як відбиток еволюції людства.

Проблема авторства после «смерти автора»

А.В. Лойко, Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

Декларацией «смерти автора» стала одноименная статья Ролана Барта, опубликованная в 1968 году в журнале «Manteia». Фигура Автора была представлена в ней как окончательно дискредитированная вследствие разоблачения идеологи­ческих оснований, обеспечивавших ее существование. Годом позднее был опубликован доклад Мишеля Фуко «Что такое автор?», в котором в научно-терминологический оборот было введено понятие «функция-автор» в определенной степени ставшее спецификацией «смерти субъекта», заявленной М.Фуко ранее в «Словах и вещах».

Радикальный пересмотр проблемы авторства в теории постструктурализма (Ролан Барт, Мишель Фуко, Юлия Кристева, Антуан Компаньон, Жерар Женнет, Жак Деррида и др.) связан, в первую очередь, с критической переоценкой «антрополо­гического проекта» экзистенциализма, и, в частности, теории «литературы Праксиса», разработанной Жан-Полем Сартром. «Смерть автора» выступила маркером обнаружения структур господства и подчинения, имманентных языку и предшеству­ющих любому когнитивному и креативному акту, и, следовательно, неминуемо опосредующих его. Поскольку в теории Сартра свобода и ответственность автора и читателя выводились из «инструменталь­ности» и «прозрачности» языка («Что такое литература?»), отказ от этих характеристик оставил неразрешенным вопрос о мере свободы и ответственности субъекта в литературной и культурной деятельности.

Что же приходит на смену авторской интенции и выступает причиной смыслообразующего процесса? У М. Фуко — это определенная конфигурация знания, «историческое априори» или «эпистема» («Слова и вещи»), и многообразие способов сочленения, обращения и присвоения дискурсов, этой «эпистемой» предполагаемое (типология процедур, контролирующих произ­водство любого дискурса, с целью нейтрализации его властных полномочий была представлена М. Фуко в «Порядке дискурса»). Для Р. Барта источником смыслопорождения становится коннотативная структура знака, которую в «Мифологиях» он характеризует как «похищение языка» и отождествляет с идеологией. Коннотация отчуждает субъекта от его высказывания, автора — от его текста, делая процесс образования значений неконтролируемым и, фактически, бесконечным (демонстрацией «уходящего горизонта» значения стала работа «S/Z»).

Тем не менее, то, что постструктуралистский дискурс претендовал на обнаружение и описание «механизмов власти», присутствующих в любой культуре, не мешает задаться вопросом о том, насколько сам он оказался застрахован от искушения утвердиться в качестве доминирующего «метаязыка». Розалинд Краусс считает, что постструктуралистская критика стала новым типом дискурсивности, которую она предлагает именовать «паралитературой». Примеры «паралитературы» выражают явное «намерение стереть границу между литературой и критикой (...) сама критика здесь попадает в сеть, сплетенную из множества голосов, цитат, намеков и отступлений» [«Постструктурализм и паралитература»]. Сходного с Р. Краусс мнения придерживается и Ричард Рорти в статье «От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов», а также Ален Бадью, называющий подобную ситуацию «литературным подшитием» философии [«Манифест философии»].

Все вышеизложенное дает повод предположить, что «смерть автора» искупается рождением критика, а отнюдь не читателя, как того желал Р. Барт. Апелляция к читателю, в таком случае, предстает ни чем иным как алиби, «чистой совестью» для утверждающего свою «символическую власть» (Пьер Бурдье) критика, «пара-автора», или того, кого, в противоположность писателю, Барт называл «пишущим». По мнению Р. Краусс, образцы «паралитературы» говорят о своих собственных стратегиях, своих собственных лингвистических функциях, своих собственных условностях, своей собственной поверхности» [там же], т.е. выступают автореференциальными, автообъектными, автолегитимирующими текстами. Наиболее красноречивым подтверждением слов Краусс служит работа Р. Барта «Ролан Барт о Ролане Барте», на которую сам же Р. Барт написал рецензию, а после принял активное участие в коллоквиуме, посвященном его творчеству.

С одной стороны, подобная стратегия может свидетельствовать о том, что научно-утопический проект постструктурализма, ставивший своей целью обнажение и подрыв любых проявлений власти в культуре, обернулся ее узурпацией, выраженной в стремлении присвоить функции как культурной, так и метакультурной практики, тем самым нарушив «символический баланс» и привычное распределение полномочий в «поле культурного производства» (Пьер Бурдье), итогом чего стала констатация невозможности «нового» (Борис Гройс).

С другой стороны, «паралитература» может быть рассмотрена как «симво­лический обмен» (Жан Бодрийяр) между литературным и философско-критическим дискурсами, обратимость, амбивалентность которого и служит единственной возможностью избежать присвоения «символической власти»: «Когда эта обратимость нарушается (...), то собственно символическое отношение гибнет и возникает власть» [«Символический обмен и смерть» Жан Бодрийяр].