ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Проблема свободы и самореализации личности в философии и религиозной символике индуизма
Філософія і релігія про сенс життя і кінцеву мету людини.

Проблема свободы и самореализации личности в философии и религиозной символике индуизма

А.В. Карпенко, Институт философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины, Киев

В современную нам эпоху открытых информационных обществ особо остро стоит необходимость в формировании самостоятельного зрелого мышления, выработке принципов познания, выполняющих роль своеобразных инфор­мационных фильтров, поскольку форма личной, непосредственной передачи знаний играет все меньшую роль. Это — главная цель современного образования и одна из важнейших задач, стоящих перед современными философами. Вспоминая слова Б. Спинозы: «Религия — философия масс, философия — религия мыслителей», добавлю, что философия — это религия зрелой личности, главной целью и ценностью которой является свобода: свобода осознанная, черпающая свою силу в знании и понимании Высших принципов Бытия, в толерантной позиции по отношению ко всему проявляющемуся многообразию жизни. Философия работает в первую очередь над формированием мировоз­зрения человека и, следовательно, формированием его как личности — уникальной, неповторимой. Основанная на принципах толерантности, она ориен­тирует сознание на плюралистическое, гибкое восприятие действи­тель­но­сти во всей его многовариантности, помогая восстановить нарушенную человеком гармонию жизни. Таким образом, целью философского образования является воспитание личности, умеющей быть свободной.

Целью философии и духовной практики на Востоке, в частности в Индии, является формирование в себе совершенно устойчивого состояния сознания, которое оставалось бы адекватным самому себе независимо от внешних условий, их воздействий и изменений, и удержание такого невозмутимого и незамутненного сознания беспрерывно в любой ситуации.

Смысл и суть свободы, в рамках философии индуизма, заключается в увеличении степени независимости, необусловленности, недетерменированности внутреннего, психического от внешнего при углублении чувства единства и сопричасности всему живому. Понимание единой духовной основы всего сущего дает ключ к правильному восприятию общих предписаний морали, ее категорий и принципов.

В философии Индии отсутствует негативное видение и интерпретация феноменального: все принимается без исключений позитивно, как необходимое. Зло в представлении индуизма — это не что-то привнесенное в мир со стороны или противостоящее ему, внеположенное, а нарушение установленной гармонии. Причиной и сущностью того, что проявляется как разнообразное зло, является невежество (незнание себя, неумение отслеживать и преобразовывать энергию внутри себя, свои мысли и чувства), которое создает ощущение ограниченности и отделенности сознания от мира и дисгармонии с окружающим. Такой подход в современной психологии считается очень конструктивным и активно используется прогрессивными психологами всего мира, в частности, в трансперсональной психологии.

Философия Индии открывает человеку путь к утраченному чувству внутренней и внешней гармонии через обретение или восстановление необходимого баланса иррационального и рационального начал в психике личности. Такая экзистен­циаль­ная концепция личности близка основным идеям работы известного немецкого философа и психоаналитика ХХ века, К.Г. Юнга «Психология бессознательного», в которой в качестве идеального предела реализации личности выступает понятие «самости» как уникального соединения «противоположностей сознания и бессознательного в процессе индивидуации», которая, в свою очередь, состоит в выделении личности из коллективных основ собственной психики, результатом которого является возникновение психически самостоятельной и, таким образом, способной к саморазвитию личности, в конечном итоге приводящем ко второму, духовному рождению человека.

Объективный мир с позиции адвайта-веданты рассматривается и анализируется как составной элемент личности, как объектированная субъективность. Такая позиция приводит к пониманию того, что изменяя, корректируя и совершенствуя свое, во многом негармоничное или неадекватное сознание, свой внутренний мир,— человек тем самым преобразует и мир, воспринимаемый им как внешний. Переживаемый нами мир современен нам, он рождается и развивается вместе и одновременно с нашим сознанием, он есть отражение процесса интеграции нашего сознания в подсознательные слои нашей психики. Поэтому в силах нашего сознания сделать эту свою отдаленную проекцию более благообразной и более прибли­жающей­ся к соответствию с нашей истинной сущностью и природой, что является предназначением человека и наполняет смыслом его жизнь.