Проблема свободы и самореализации личности в философии и религиозной символике индуизма
А.В. Карпенко, Институт философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины, Киев
В современную нам эпоху открытых информационных обществ особо остро стоит необходимость в формировании самостоятельного зрелого мышления, выработке принципов познания, выполняющих роль своеобразных информационных фильтров, поскольку форма личной, непосредственной передачи знаний играет все меньшую роль. Это — главная цель современного образования и одна из важнейших задач, стоящих перед современными философами. Вспоминая слова Б. Спинозы: «Религия — философия масс, философия — религия мыслителей», добавлю, что философия — это религия зрелой личности, главной целью и ценностью которой является свобода: свобода осознанная, черпающая свою силу в знании и понимании Высших принципов Бытия, в толерантной позиции по отношению ко всему проявляющемуся многообразию жизни. Философия работает в первую очередь над формированием мировоззрения человека и, следовательно, формированием его как личности — уникальной, неповторимой. Основанная на принципах толерантности, она ориентирует сознание на плюралистическое, гибкое восприятие действительности во всей его многовариантности, помогая восстановить нарушенную человеком гармонию жизни. Таким образом, целью философского образования является воспитание личности, умеющей быть свободной.
Целью философии и духовной практики на Востоке, в частности в Индии, является формирование в себе совершенно устойчивого состояния сознания, которое оставалось бы адекватным самому себе независимо от внешних условий, их воздействий и изменений, и удержание такого невозмутимого и незамутненного сознания беспрерывно в любой ситуации.
Смысл и суть свободы, в рамках философии индуизма, заключается в увеличении степени независимости, необусловленности, недетерменированности внутреннего, психического от внешнего при углублении чувства единства и сопричасности всему живому. Понимание единой духовной основы всего сущего дает ключ к правильному восприятию общих предписаний морали, ее категорий и принципов.
В философии Индии отсутствует негативное видение и интерпретация феноменального: все принимается без исключений позитивно, как необходимое. Зло в представлении индуизма — это не что-то привнесенное в мир со стороны или противостоящее ему, внеположенное, а нарушение установленной гармонии. Причиной и сущностью того, что проявляется как разнообразное зло, является невежество (незнание себя, неумение отслеживать и преобразовывать энергию внутри себя, свои мысли и чувства), которое создает ощущение ограниченности и отделенности сознания от мира и дисгармонии с окружающим. Такой подход в современной психологии считается очень конструктивным и активно используется прогрессивными психологами всего мира, в частности, в трансперсональной психологии.
Философия Индии открывает человеку путь к утраченному чувству внутренней и внешней гармонии через обретение или восстановление необходимого баланса иррационального и рационального начал в психике личности. Такая экзистенциальная концепция личности близка основным идеям работы известного немецкого философа и психоаналитика ХХ века, К.Г. Юнга «Психология бессознательного», в которой в качестве идеального предела реализации личности выступает понятие «самости» как уникального соединения «противоположностей сознания и бессознательного в процессе индивидуации», которая, в свою очередь, состоит в выделении личности из коллективных основ собственной психики, результатом которого является возникновение психически самостоятельной и, таким образом, способной к саморазвитию личности, в конечном итоге приводящем ко второму, духовному рождению человека.
Объективный мир с позиции адвайта-веданты рассматривается и анализируется как составной элемент личности, как объектированная субъективность. Такая позиция приводит к пониманию того, что изменяя, корректируя и совершенствуя свое, во многом негармоничное или неадекватное сознание, свой внутренний мир,— человек тем самым преобразует и мир, воспринимаемый им как внешний. Переживаемый нами мир современен нам, он рождается и развивается вместе и одновременно с нашим сознанием, он есть отражение процесса интеграции нашего сознания в подсознательные слои нашей психики. Поэтому в силах нашего сознания сделать эту свою отдаленную проекцию более благообразной и более приближающейся к соответствию с нашей истинной сущностью и природой, что является предназначением человека и наполняет смыслом его жизнь.