Проблема воли в творческом процессе
О. В. Левицкий, Национальная музыкальная академия Украины им. П. И. Чайковского, Киев
В истории философской мысли проблема творчества традиционно разрабатывалась в идеалистических системах. Таинственная сокрытость акта творения, невозможность его алгоритмизации приводили к тому, что идеализм рассматривал творчество как частный случай монопольной тематики об идеальном и духовном.
Материализм начинает глубоко заниматься этой проблемой лишь на этапе диалектической методологии. Категория «воли», если и встречается в этих исследованиях, то только лишь как периферийная проблема в контексте материалистического детерминизма. Она рассматривается как важнейший аспект свободы выбора. Такой подход, на наш взгляд, ограничивает ее рамками гносеологической проблематики.
Мы обращаем внимание на то, что большинство исследователей феномена воли — как философы, так и психологи, представители различных философских направлений — единодушны в том, что категория «воли» есть нечто большее, чем известное указание на проблему человеческой активности. Воля предстает довольно многоликим феноменом, чья природа не ограничивается лишь трансформацией идеального в материальное.
В вопросе о понимании сущности этой категории никогда не было единства даже в лагере приверженцев волюнтаристической философии. Известно, что базисные принципы фундаментального волюнтаризма, заложенные еще А. Шопенгауэром, были кардинально пересмотрены его идейным наследником Ф. Ницше, который отказался от онтологизированной «мировой воли» и развил крайние субъективистские принципы в своей «воле к власти».
Необходимо помнить о том, что, во-первых, интерес к категории «воли» проявился особенно сильно на рубеже ХVIII и ХIХ веков. Этот период характеризуется возникновением западноевропейского иррационализма и поиском соответствующей методологии. Ибо критика исторической ограниченности рационализма той эпохи традиционными категориями и принципами была явно не состоятельна, требовался иной — неклассический методологический инструментарий. Центральной категорией в такой системе и явилась категория «воля».
Во-вторых, сама эпоха перехода от рационалистической (классической) к иррационалистической (неклассической) культуре предполагала определенную содержательную направленность, которая была наиболее полно выражена в принципе эстетизма.
В-третьих, эстетизация философского мышления касалась не только формы ее выражения: метафоричность языка, художественные приемы, полуобразы — полупонятия,— но и заимствование у эстетической науки многих ее традиционных проблем, связанных с чувственно-духовными формами освоения мира. Можно отметить и то, что дискуссия между эмпириками и рационалистами Нового времени Картезий — Локк приобрела свое новое выражение. Интерес к чувственному и субъективному приобрел гипертрофированное значение.
После эпохального свершения Великой французской буржуазной революции одной из доминирующих проблем в европейской общественном сознании была проблема свободы.
В немецкой классической философии, например, при всей непохожести ее выдающихся представителей, то общее, что объединяло их всех — интерес к проблеме «свободы» в рамках диалектической методологии. Эта же проблема явилась главной для такого направления в немецкой культуре ХIХ века, как романтизм. Его теоретики трактовали художественное творчество как высшую форму проявления абсолютной свободы человека. Ф. Шлегель, например, был глубоко убежден в великой миссии художника в своем отечестве.
Определяющим принципом для романтической традиции послужила воля, понятая как фактор творческой самореализации человека. В этой системе она стала трактоваться как творческая воля. Поэтому для романтиков на первом месте стоит не столько ее императивный характер, сколько такие характеристики как целеустремленность, преодоление, страстное желание, одержимость творением нового смысла.
На наш взгляд, главным в содержании категории «воля» является процесс самоценного отбора, определяемого рамками индивидуального опыта. Поэтому категория «воля» является одной из составляющих творческого механизма. Волевой акт как стремление представляет собой воплощение выбора на чувственном уровне.
Воля вырастает из эмоционального самоценного переживания. Волевой акт начинается и заканчивается сильнейшими эмоциональными переживаниями. Именно эти чувства своим предметом имеют жизненно целое, и человек переживает эту открытость не как статичное, механистичное, структурное образование, а как деятельную, постоянно изменяющуюся реальность, в которой на уровне опытного знания переживается ее актуальная недостаточность. Воля и является тем механизмом, при помощи которого человек изменяет окружающий его мир по законам красоты.