ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
«Путь Богов» Ками-Нагара-но Мичи
Концепція людини в філософії і релігії.

«Путь Богов» Ками-Нагара-но Мичи

Т.Папп, Ассоциация «Новый Акрополь», Венгрия

Проходит время, сменяют друг друга цивилизации, но традиция, в которой говорится о дороге Богов не прерывается, существует в обычаях и идеях, еще живущих в той стране, которую ее обитатели считают землей Богов — в Японии. Мы находим эту веру в названии древней религии Японии: Синто, то есть путь Богов. Другое выражение, соответствующее Синто, это Ками-нагара-но Мичи, что означает «Дорога, которой следуют Боги».

Первое, что следовало бы определить, это природа Синто.

Синто созерцает мир и то, что внутри мира, находясь в единстве с ним, это и религия, и философия, и обряд, и официальное действо, это жажда чистоты и в то же время типичное выражение японской души. Главное, это Путь (Мичи), по которому идут, поэтому его нельзя понять, находясь на позициях интеллектуальных знаний.

То, о чем здесь идет речь, — это поиск той сути, которая находится за формой, поиск той идеи, которая эту форму оживляет.

Первое слово — Ками, которое используется для обозначения бога или духа.

Так называли богов Неба и Земли, духов, живущих в древних святилищах. Но не только боги являются Ками. Ками находятся во всем, что существует: в камнях, в растениях, в животных, в явлениях природы. Ками — это сущность, которая пронизывает всю природу, то, что находится внутри всего и объединяет разные части природы, создавая таким образом единство, которое функционирует в гармонии.

Ками состоит из двух частей: первое слово Ка означает «огонь», второе слово Ми означает «вода». Если учесть, что огонь эзотерически символизирует дух, а вода — материю, то, очевидно, что Ками это божественная сущность, проявленная через взаимное проникновение двух этих составляющих.

Вселенная — это Жизнь и все, в чем присутствует часть Единой Жизни, является Живым. Эта жизнь есть общий знаменатель, сила, которая движет и побуждает к эволюции все существа, что прекрасно видно в случае человека. Слово Хито (человек) состоит из Хи (искра) и To (носитель). Тогда человек — это не что иное как «носитель искры». Если сравним Ками и Хито, становится очевидной параллель между Ка и Хи, огнем и искрой. То есть человек несет внутри себя божественную часть и потому является частью Природы, Вселенной, и его действия должны соответствовать его божественной природе. Отсюда его задачей было раздувать искру, чтобы из нее разгорелось пламя, огонь, превратить Хито в Ками, Человека — в Бога. Важно подчеркнуть, что в человеке Ками не рождается из ничего, искра может превратиться в огонь только с помощью воли, занятий, страданий, отречений.

Если мы не осознаем единства между Хито и Ками, как это можно наблюдать в настоящее время, человек утрачивает свое место, смысл своего существования. Он не продвигается по Пути (Мичи), а начинает блуждать без цели.

Мичи: Путь Жизни

Синто говорит, что каждый человек обладает врожденным знанием правильного поведения, которое проявляется в виде внутреннего голоса, и если мы его слышим, то это помогает нам совершать правильные действия.

Душа человека — тама — это зеркало, которое затемняется пылью недостатков. Задача человека — очищать зеркало от накопившейся пыли, чтобы быть в состоянии отражать солнечный свет Аматэрасу Оми-ками во всем его блеске.

Зеркало — одно из трех священных реликвий Японии. Два других священных сокровища — это ожерелье и меч. Выражение «тама», которое определяет душу, означает также «драгоценное ожерелье совершенной сферичности», и священное сокровище действительно представляет собой нить жемчуга. Душа, ожерелье, это подарок солнечной богини и происходит от нее, как и зеркало, которое напоминает о своей лунной природе, отражая свет, если оно не покрыто пылью. Культ чистоты характерен для Синто, большинство церемоний посвящено очищению на разных уровнях.

Физическое очищение воспринимается легко, но не так просто это происходит в случае очищения души, хотя оба процесса идут вместе.

Обобщим основное учение Синто: очищай свою душу для того, чтобы ты мог слышать внутренний голос, который ведет тебя по Пути. Если ты его не слышишь, знай, что пыль собралась на твоем зеркале и ты не видишь своего истинного лица. Ты свернул с Пути, но всегда можешь на него вернуться, сделав усилие, чтобы очиститься.

 Другой этический аспект Синто хорошо объясняется через само понятие Пути. Его значение сходно с китайским Дао или индуистским Дхарма: это Универсальный Закон, благодаря которому человек приходит к гармонии с Природой. Этика Синто — это не абстрактное начало, а практика жизни, нахождение в гармонии с божественными законами. Путь Человечества — снова прийти в первозданное состояние, которое для нас характерно изначально.

Разумеется, люди воплощаются с разной степенью ответственности, но есть и нечто общее: каждый человек должен принять на себя ответственность за свои действия. Синто подчеркивает существование морального греха, но так как человек живет не изолированно от природы, она сама показывает ему законы, которые направляют его на путь. Поэтому моральные правила не начинаются со слов «не...!». Их суть заключается в единственной «аксиоме»: все люди имеют общую обязанность — вести чистую жизнь, честную, правильную в местах и обсто­ятельствах, где присутствуют Боги.

Харада Тасаку, профессор теологии синтоизма, говорит, что «человек Пути — это человек чести, который по характеру своему имеет принципы и обладает чувством ответственности, повинуясь человеческой природе».

 «Если я следую по священному пути из глубины моего сердца, мне раскрывают объятия Боги, даже если никто не направлял меня к ним своими проповедями».