ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Развитие творческого воображения ребенка в рамках предмета История культур и цивилизаций
Творчі виміри і критерії педагогічної діяльності

Развитие творческого воображения ребенка в рамках предмета &#171,История культур и цивилизаций&#187,

Ю.А. Люц, Культурная ассоциация &#171,Новый Акрополь&#187,, Россия

Если мы сохраняем связь с прошлым, с традицией, то наше понимание мира перестает быть узким, ограниченным сегодняшним днем и сиюминутными интересами, оно становится многозвучным и многогранным. Древние культуры оставили ценнейшие следы, и о них надо помнить. Знакомство с жемчужинами древних культур, с мифами, сказаниями, возможность самим воспроизводить элементы культуры (создание копий предметов искусства определенных культур, проигрывание сценок, относящихся к определенным эпохам) способствует развитию творческого воображения детей, формирует систему ценностей и этико-моральных принципов поведения.

Поэтому основные задачи курса &#171,История культур и цивилизаций&#187, состоят в том, чтобы раскрывать детям возможность познания культуры, обогащать их духовный мир, развивать у ребят понимание культуры и искусства, способность и стремление воспринимать художественную культуру в течении всей жизни. Указывать возможные пути познания жизни через искусство, развивать воображение, творческие способности. Мы учим серьезным вещам, но хотим, чтобы детям было интересно. Методика всей работы задумана как увлекательное дело, которое требует творчества от детей и, конечно же, от их наставников.

Программа курса &#171,История культур и цивилизаций&#187, рассчитана на детей в возрасте от 6 до 17 лет, и построена нами с учетом возрастных особенностей учащихся. Это отражается и в количестве часов, и в задачах курса в разных возрастных группах.

На занятиях мы знакомим детей с эпохами, странами, с историей этих стран. Много внимания уделяется культуре, народному творчеству и прикладному искусству. Ребята узнают об образе жизни людей соответствующей эпохи, их мировосприятии, об обрядах, обычаях и традициях, знакомятся с мифами, сказками и преданиями того или иного народа. Дети имеют возможность познакомиться и с музыкой, характерной для данной культуры. Форма подачи материала может быть весьма разнообразной: игра, беседа, просмотр слайдов, репродукций, географических карт, схем. Выбор диктуется возрастом и интересами ребят.

Для самых младших больше всего подходит форма ролевой игры. Малыши &#171,отправляются в путешествие&#187,. В пути они встречают много ярких запо­ми­на­ю­щих­ся характерных деталей &#151, архитектурные памятники, предметы народного быта. &#171,Путешествие&#187, проходит не пассивно, не созерцательно, ребята сами &#171,строят&#187, средство передвижения, &#171,намечают&#187, маршрут. На таких занятиях активизируется воображение детей, их способность &#171,достраивать&#187,, допридумывать ситуацию. Дети начинают &#171,жить&#187, в этой ситуации. Слайды делают путешествие более живым и интересным.

Интересно отметить тот факт, что подобные занятия находят свой отклик и в свободных играх детей. Когда они, уже имея определенный опыт, начинают придумывать сюжеты игр, отталкиваясь от содержания мифов и легенд, услы­шанных на занятиях.

Для детей 7&#151,9 лет (начальная школа) больше подойдет путешествие во времени: они уже имеют представление о временных интервалах, о прошлом и будущем и могут &#171,перемещаться&#187, через века и тысячелетия. Они с интересом изучают карты, разбираются в них, пытаются сами расшифровывать надписи на древних языках. С помощью слайдов рассказывается о великих открытиях, а сами дети на занятиях пытаются повторить эти открытия. На занятиях активно используются элементы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач).

Учащиеся 5&#151,8 классов еще не всегда умеют видеть общие закономерности во многих конкретных явлениях. И программа построена так, чтобы постепенно у них формировался этот навык. Для этого наиболее удачно подходят уроки &#171,погружения&#187, в мир конкретных явлений культуры, искусства, творчества художника с использованием активных практических форм работы (инсценировки, театральные представления, деловые игры, викторины, совместные чтения, диспуты). На таких занятиях дети получают возможность прожить определенную историческую эпоху, конкретные образы и ситуации которой надолго запоминаются. Большое внимание уделяется развитию творческого воображения и литературных способностей, когда дети самостоятельно сочиняют сказки, пишут стихи, пытаются с помощью языка совершать чудеса, &#171,оживлять слова&#187,. Мы стараемся построить занятие таким образом, чтобы дети сами искали и находили параллели между изучаемой культурой и современностью, учились видеть пример других культур и использовать его в жизни. При этом дети сами начинают видеть связь между отдельными явлениями культуры и переход от одной культуры к другой.

Основная задача курса &#171,История культуры&#187, для учащихся 9&#151,11-х классов &#151, научить учащихся ориентироваться в мире культуры, вырабатывать свои собственные оценки и эстетические суждения, развивать понимание искусства, показать определенные критерии для понимания разных культур и цивилизаций. Развивать воображение и творческие способности детей, давая им возможность прожить, проиграть ситуации, которые одинаково актуальны и в их жизни, и в прошлых веках. Разговор с группой подростков идет на равных. С помощью викторин или ситуативных заданий у детей пробуждается интерес к данной эпохе. А дальше ребята сами изучают слайды, смотрят фильмы, пытаются найти ответы на возникшие вопросы, сравнивают, размышляют, делают выводы. Подростки ставят сценки из жизни этой эпохи (для написания сценариев можно использовать как жизнеописание великих людей &#151, музыкантов, художников, путешественников, так и бытовые зарисовки &#151, пример реакции людей этой эпохи на определенные ситуацию). В конце темы ребята получают возможность создать слайдпрограмму для младших детей, в работе над которой более глубоко проживают данную эпоху, так как теперь необходимо не просто что-то понять самим, а найти то, что можно рассказать другим. Как вариант итогового занятия по теме используется ролевая игра, когда детям дается возможность прожить целое занятие в той или иной эпохе или спектакль.

Занятия по истории культур и цивилизаций для школьников вбирают в себя многие элементы, составляющие современные методики развивающего обучения. В основном, это урок-диалог, в котором преподаватель играет роль &#171,связующего звена&#187, между учащимися и феноменами культуры. Здесь необходимо умение педагога выкристаллизовать самую суть явлений &#151, стиля, эпохи, мировоззрения, особенностей выразительных средств и т.д., и подать ее ученикам в процессе живого общения с культурой разных исторических эпох. Этому способствует введение системы ключей, с помощью которых преподаватель и учащиеся подходят к рассмотрению той или иной эпохи, например, ключи &#171,Время&#187,, &#171,Пространство&#187,, &#171,Искусство&#187,, &#171,Великие люди&#187,, &#171,Мифы&#187, и т.д.

В логику построения программы заложены принцип первоначального формирования представлений о географии возникновения цивилизаций, о &#171,историческом&#187, и &#171,доисторическом&#187, времени. На основе этих представлений дается обзор цивилизаций через века и народы, формируется представление о процессе развития, циклах истории, языке символов, а также различные подходы к пониманию языка мифа.

Дальнейшая программа обучения может строиться на основе изучения символизма древних культур, сравнительного изучения религий, сравнительного изучения представлений современных гуманитарных и естественных наук и воззрений древних, творческого воспроизведения элементов древних культур (скульптуры, керамика и т.п.), что дает возможность создать свой музей древних культур и т.д. Программа предусматривает использование ее элементов и в других курсах, например, в литературе, рисовании и особенно во внеклассной работе и играх учащихся.

Для проведения уроков по курсу &#171,История культуры&#187, используется Музей Древних Культур (концепция школьного музея была представлена на всероссийской выставке &#171,Школа-97&#187,), аудио/видеотехника, слайдпроектор и наборы слайдов по историческим эпохам.

Программа &#171,История культур и цивилизаций&#187, разработана в Детской студии Классической Философской Школы &#171,Новый Акрополь&#187, (г. Москва) и уже с 1995 года успешно проводится с детьми разных возрастных групп.