ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Роль декоративного искусства в воспитании личности
Творчі виміри і критерії педагогічної діяльності

Роль декоративного искусства в воспитании личности

Т. Колесниченко, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, школа-лицей № 8, Севастополь

Новую эру стали называть &#171,эрой информации&#187,, вернее, &#171,эрой информатики&#187,, имея в виду, что высшая мудрость наших дней заключается в умении извлекать необходимую информацию и применять её в своей деятельности.

СМК &#171,раздвинули&#187, границы действительности, которую подростки и юноши могут познать. Естественно, что следствием этого явились изменения в их восприятии жизни. Значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности.

Вбирая в себя негативную информацию и не умея от неё освобождаться, молодой человек не способен любить, радоваться, успокаиваться, быть уверенным.

Народная педагогика &#151, совокупность житейских представлений, практического и духовного опыта формирования личности. Ее основные принципы:

- Принцип гуманистической направленности воспитания.

- Принцип природосообразности воспитания.

- Принцип культуросообразности воспитания.

- Принцип коллективности социального воспитания.

- Принцип диалогичности социального воспитания.

- Принцип дополнительности в социальной педагогике.

Предлагая подросткам самостоятельную работу на уроках ИЗО, ставлю цель: познание глубинных явлений природы, умение выделять общие признаки, характерные для многих явлений.

Геометрический орнамент возник на заре человеческой культуры. Излюбленным узором декоративной росписи является спираль. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, является символом времени, циклических ритмов сезонов года, рождения и смерти. Спираль как часть плавной и бесконечной линии символизирует развитие, продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение, ритм дыхания или самой жизни. Прямые, волнистые линии, круги, клетки, кресты, квадраты украшали стенки глиняных сосудов первобытных людей, изделия из камня, дерева и кости. Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он выражал свои понятия о мире.

&#151, земля, ~ вода, х огонь, о солнце.

Сегодня тоже нужно видеть геометрическую структуру в хаосе и конфликтах. Суть человека понимается на основе геометрии. Форма &#151, это то, как мы будем расценивать конфликты и ответную реакцию на них.

Вначале семиклассники выполнили композицию из геометрических фигур. У каждого своя фигурка, свой любимый цвет &#151, это геометрия класса.

Далее мы рассмотрели психологические конфликты.

Например, % и w: % &#151, самый организованный, w &#151, самый неорганизованный, творческий.

Нашли способы разрешения конфликтов. Например: % &#151, научиться ценить творчество, быть терпимым, w &#151, умерить восторг, быть логичным, последователь-ным и т.д.

Затем дети выполнили самостоятельную работу &#151, декоративную компози-цию &#151, их способ разрешения конфликта, их гармония с жизнью.

Многие семиклассники заключили многоугольники в круг, образуя &#171,хоровод&#187,, &#171,колесо&#187, &#151, солярный знак солнца.

Каждая их работа &#151, индивидуальное художественное творчество, индивидуальный взгляд на мир. Дети признали, что их работа &#151, субъективное творческое начало, которое помогло оценить коллективное искусство декоративной резьбы по дереву, выполненное знаменитым мастером.

Студенты малого факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (Севастопольский филиал) написали рефераты &#151, педагогические исследования: &#171,Роль декоративного искусства в воспитании личности&#187,.

Цель ставилась та же самая: познание глубинных явлений природы, умение выделять общие признаки, характерные для многих явлений.

&#171,Скромная цель моего реферата &#151, раскрыть, исследовать те процессы, происходящие в окружающем мире, том мире, где живет личность, и что помогает стать ею по праву&#187, (Лилия Леохо СКД-10).

Слушатели должны выделить мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, выразить к ним своё отношение. Это оказалось для них трудной задачей.

&#171,Народное &#151, это явление тайного, условного, многозначительного искусства, а мы судим лишь о части, видимой нам&#187, (Александра Тихова СКД-10).

Но они видят и путь к пониманию мировоззренческого языка.

&#171,Задача школы &#151, обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, сделать искусство действенным средством познания окружающей действительности&#187, (Андрей Губанов. СКД-10).

Как люди учились быть гражданами? Как учились толерантности? Мы совершили исторический экскурс в направлении проблемы взаимодействия личности и государства, используя материалы, связанные с судом над Сократом. Работая в группах, студенты формулировали ответы на вопросы:

&#151, Можно ли связать тему &#171,Суд над Сократом&#187, с темой &#171,Роль декоративного искусства в воспитании личности&#187,? С социальной педагогикой?

Мнений было много, они были разные.

&#171,Очень существенны и сегодня те качества, которые неоднократно от­мечались в народном искусстве прошлого, а именно: единство в нём эстетического и этического начала: доброе отношение к окружающей природе и людям, пожелание семейного счастья, радостный взгляд на мир, ощущение величия и красоты Вселенной, умение выразить гармонию мира, уважение к человеческому труду. Это подлинно гуманистическое содержание заложено в живых, плодотворных традициях искусства народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства&#187, (Екатерина Калмыкова СКД-11).