Роль декоративного искусства в воспитании личности
Т. Колесниченко, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, школа-лицей № 8, Севастополь
Новую эру стали называть «,эрой информации»,, вернее, «,эрой информатики»,, имея в виду, что высшая мудрость наших дней заключается в умении извлекать необходимую информацию и применять её в своей деятельности.
СМК «,раздвинули», границы действительности, которую подростки и юноши могут познать. Естественно, что следствием этого явились изменения в их восприятии жизни. Значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности.
Вбирая в себя негативную информацию и не умея от неё освобождаться, молодой человек не способен любить, радоваться, успокаиваться, быть уверенным.
Народная педагогика —, совокупность житейских представлений, практического и духовного опыта формирования личности. Ее основные принципы:
- Принцип гуманистической направленности воспитания.
- Принцип природосообразности воспитания.
- Принцип культуросообразности воспитания.
- Принцип коллективности социального воспитания.
- Принцип диалогичности социального воспитания.
- Принцип дополнительности в социальной педагогике.
Предлагая подросткам самостоятельную работу на уроках ИЗО, ставлю цель: познание глубинных явлений природы, умение выделять общие признаки, характерные для многих явлений.
Геометрический орнамент возник на заре человеческой культуры. Излюбленным узором декоративной росписи является спираль. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, является символом времени, циклических ритмов сезонов года, рождения и смерти. Спираль как часть плавной и бесконечной линии символизирует развитие, продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение, ритм дыхания или самой жизни. Прямые, волнистые линии, круги, клетки, кресты, квадраты украшали стенки глиняных сосудов первобытных людей, изделия из камня, дерева и кости. Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он выражал свои понятия о мире.
—, земля, ~ вода, х огонь, о солнце.
Сегодня тоже нужно видеть геометрическую структуру в хаосе и конфликтах. Суть человека понимается на основе геометрии. Форма —, это то, как мы будем расценивать конфликты и ответную реакцию на них.
Вначале семиклассники выполнили композицию из геометрических фигур. У каждого своя фигурка, свой любимый цвет —, это геометрия класса.
Далее мы рассмотрели психологические конфликты.
Например, % и w: % —, самый организованный, w —, самый неорганизованный, творческий.
Нашли способы разрешения конфликтов. Например: % —, научиться ценить творчество, быть терпимым, w —, умерить восторг, быть логичным, последователь-ным и т.д.
Затем дети выполнили самостоятельную работу —, декоративную компози-цию —, их способ разрешения конфликта, их гармония с жизнью.
Многие семиклассники заключили многоугольники в круг, образуя «,хоровод»,, «,колесо», —, солярный знак солнца.
Каждая их работа —, индивидуальное художественное творчество, индивидуальный взгляд на мир. Дети признали, что их работа —, субъективное творческое начало, которое помогло оценить коллективное искусство декоративной резьбы по дереву, выполненное знаменитым мастером.
Студенты малого факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (Севастопольский филиал) написали рефераты —, педагогические исследования: «,Роль декоративного искусства в воспитании личности»,.
Цель ставилась та же самая: познание глубинных явлений природы, умение выделять общие признаки, характерные для многих явлений.
«,Скромная цель моего реферата —, раскрыть, исследовать те процессы, происходящие в окружающем мире, том мире, где живет личность, и что помогает стать ею по праву», (Лилия Леохо СКД-10).
Слушатели должны выделить мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, выразить к ним своё отношение. Это оказалось для них трудной задачей.
«,Народное —, это явление тайного, условного, многозначительного искусства, а мы судим лишь о части, видимой нам», (Александра Тихова СКД-10).
Но они видят и путь к пониманию мировоззренческого языка.
«,Задача школы —, обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, сделать искусство действенным средством познания окружающей действительности», (Андрей Губанов. СКД-10).
Как люди учились быть гражданами? Как учились толерантности? Мы совершили исторический экскурс в направлении проблемы взаимодействия личности и государства, используя материалы, связанные с судом над Сократом. Работая в группах, студенты формулировали ответы на вопросы:
—, Можно ли связать тему «,Суд над Сократом», с темой «,Роль декоративного искусства в воспитании личности»,? С социальной педагогикой?
Мнений было много, они были разные.
«,Очень существенны и сегодня те качества, которые неоднократно отмечались в народном искусстве прошлого, а именно: единство в нём эстетического и этического начала: доброе отношение к окружающей природе и людям, пожелание семейного счастья, радостный взгляд на мир, ощущение величия и красоты Вселенной, умение выразить гармонию мира, уважение к человеческому труду. Это подлинно гуманистическое содержание заложено в живых, плодотворных традициях искусства народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства», (Екатерина Калмыкова СКД-11).