Роль исследователя при анализе и интерпретации данных
А.И. Чуличков, Ассоциация «,Новый Акрополь»,, Россия
Начиная с эпохи Просвещения идеалом науки являлось знание, независимое от субъекта. Примером его является классическая механика: она дает законы движения тел, не зависящие от наблюдателя.
Первые свидетельства о том, что наблюдатель в картине мира может играть неустранимую роль, возникает в специальной теории относительности и в квантовой механике. С несколько другой позиции к этой проблеме подходят в современной теории анализа и интерпретации данных измерительных экспериментов.
Рассмотрим результат измерения выходного сигнала измерительного прибора, на вход которого подан сигнал от исследуемого объекта. Задача интерпретации заключается в том, чтобы по результату измерений определить состояние изучаемого объекта. Однако измерение обладает конечной точностью, а сам измерительный прибор вносит неустранимые искажения во входной сигнал. Тем самым на практике часто оказывается, что информации, заключенной в измерении, недостаточно для того, чтобы однозначно высказаться об объекте исследования. В современных диалоговых системах интерпретации данных предлагается привлекать для интерпретации данные эксперта, ассоциированные с его опытом и интуицией, и проверять полученные оценки на согласие с моделью измерения и данными эксперимента. Математические методы при этом позволяют лишь указывать степень достоверности полученных оценок, и окончательное решение о том, принимаются они или нет, остается за исследователем.
Тем самым в современной науке исследователь оказывается ответственным за результат исследований, и может оказывать на него существенное влияние.