ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Романтизм как миропонимание и мироощущение.
Культура як відбиток еволюції людства.

Романтизм как миропонимание и мироощущение.

О.В. Левицкий, Национальная музыкальная академия Украины им. П.И. Чайковского, Киев

Для европейского самосознания ХIХ века романтизм представляет собой довольно емкое понятие, выходящее за пределы одного из направлений мирового искусства. Его специфика состоит в том, что он явился определенным этапом эволюции сознания и чувственной культуры в период перехода от раннебуржуазных отношений к их развитым формам. Впервые это направление было оформлено в Германии не только как реакция на события, происходившие в революционной Франции, но и как своеобразная форма поиска национальной идеи в преддверии решения исторической задачи по созданию единого немецкого государства. Реальный анализ романтизма позволяет исследователям находить романтические ценности как в искусстве, так и в религии, политической и научной сферах.

Главным, что объединяет все эти формы общественного сознания, явилась актуализация проблемы свободы — попытки ее исторического и абстрактного определения. На первом этапе увлечения революционными событиями на западе от Рейна представление о свободе ассоциировалось с понятием революции. Поэтому в интеллектуальных кругах, в художественных салонах и кружках позициям старшего поколения немецких литераторов, таких как Клопшток, Виланд, Гете, Шиллер, были противопоставлены идеи стремления к свободе через осознание самоценности личности.

Известие о Великой французской революции вызвало в немецких литературных кругах романтическое одушевление. Романтики раннего периода целиком и полностью поддержали эту политическую акцию соседей. Эмоционально-психологической реакцией для немцев являлись восторг и воодушевление. В этот период романтики представляют собой экзальтированных энтузиастов, стремившихся к идеалу, имя которого «свобода».

Со временем, когда процессы во Франции изменились и возник террор как следствие революционного движения, для многих немцев стало очевидным, что «свобода» и «революция» — не адекватные понятия. Впервые возникло сомнение в разумных началах человеческой истории. Лозунги революции — «свобода, равенство и братство» — после метаморфозы превращения гражданина Бонапарта в императора Наполеона I были превращены в пародию на первоначальный замысел. Многие из немцев в ужасе отшатнулись от своих революционных симпатий.

Сущность романтизма и его триумфальное распространение по европейскому континенту, по сути дела, представляет собой создание нового понятия «свобода».

Немецкие романтики строят свои философские и эстетические системы в период разочарования в своих революционных симпатиях. Поэтому романтическое мироощущение представляет собой сложный вид чувственно-духовного освоения реальности, которая вышла из-под контроля и полностью изменила свое содержание.

На место воодушевлению и восторгу приходят чувства разочарования и ощущения трагичности бытия. Реыальный опыт французов показал немцам, что революция, ее результаты не имеют ничего общего с историческим оптимизмом просветительской идеологии, которая обеспечила подготовку к французским событиям. В немецком романтизме раннего этапа существенным моментом является разочарование в революционных идеалах и трагическое ощущение действительности, которая враждебна человеку.

В романтическом идеале противоречие между сущим и должным выразилось в ироническом мироотношении, где художник-романтик переживает не только несоответствие бытия с человеческой реальностью, но и свою собственную несостоятельность как субъекта исторических событий. Именно поэтому в художественной практике романтики идут не просто по пути «ухода от реальности», а по пути создания паралельного (фантастического) идеального мира, который уравновешивает реальный. Отсюда в искусстве романтиков наблюдается страсть к сюжетам, где задействованы фантастические элементы в виде двойников человека, говорящих вещей и животных — одним словом, использование принципа двоемирия.

Романтики сильно переживали отказ от утопической идеи просветителей о «золотом веке». Реальность французской и немецкой истории в начале ХIХ века была основана не только на ужасах террора якобинцев, но и жестокостей насилия в период франко-немецких войн 1805-1813гг. В своем искусстве романтики обозначили страшную угрозу — утрату человеческих ценностей. Ни философы, ни художники в романтизме не считали, что сущностью человеческой личности могут быть холодный практицизм, эгоистический расчет, финансовое преуспевание любой ценой. Романтики были первыми, кто в своем искусстве выступил против превращения человека в предмет купли-продажи. В сюжетах своих произведений они показали новый вид страшной зависимости не только человека от человека, но и человека от вещей. Проблема ужасающих масштабов товарных фетишей превратилась для них в ощущение перманентной катастрофы, в которой полностью и окончательно исчезает человеческое в человеке.

Эта установка с необходимостью привела к возникновению элитаристской направленности в романтизме. Человеку из торгового ряда, рантье, филистеру был противопоставлен человек-художник, по своей природе возвышающийся над обществом как существо гениальное, творящее идеальную реальность. Именно поэтому проблема гениальности явилась одним из основополагающих принципов романтической эстетики. Гениоцентризм как принцип сам по себе превращал свободу в индивидуальную, личную проблему. Основанием этой свободы становилась некая эфемерная реальность, которая в каждом конкретном случае как кантовская «вещь-в-себе» имела автономную сущность и неповторимое своеобразие. Ничего общего, никаких закономерностей — только необычность и эффект гения-художника.

В романтической системе художник венчает социальную пирамиду. Во-первых, он как гений задает новые принципы и законы для своих современников, а во-вторых, в этой своей деятельности он бескорыстен, не преследует никаких эгоистических интересов, а поэтому — абсолютно свободен, т.е. принципы романтической свободы изначально определены функциями художественного творчества романтизма — перед нами характерный пример эстетизированной философской системы. Такая свобода трактуется как иррациональная проблема, в которой ее содержание и структура не мотивированы обстоятельствами социального бытия. Художник-романтик и в своем творчестве, и в своей личной жизни автономен от времени и от обстоятельств, в которых он живет. Подобного рода свобода превращается в абсолютный фантом, сущность которого определяется трансцендентальными законами.