Сакральное в творчестве Ольги Рапай
Е. Зайченко, Национальная академия искусств и архитектуры, Киев
Прежде чем приступить непосредственно к теме, следует заметить, что цель данной работы не столько искусствоведческое исследование, сколько попытка прикосновения к внутреннему миру человека, который творил свои собственные внутренние законы, по сути, в беззаконном времени.
Ольга Перецевна Рапай, дочь известного еврейского поэта, драматурга и романиста —, Переца Маркиша —, и женщины-переводчика Зинаиды Йоффе, студентка факультета скульптуры Киевского государственного художественного института (ныне Национальная Украинская Академия изобразительного искусства и архитектуры) в 1952 году оказалась вне закона как дочь врага народа.
Пребывание в тюрьме и ссылке в начале творческого пути не явилось фактором разрушения ни человеческой личности, ни мастера.
В контексте воплощения внутренних сакральных законов Ольги Рапай в искусстве уместно уделить внимание скульптурам «,Франциск Ассизский»,, «,Лестница Иакова»,, «,Поэты и музы»,.
Следует также оговориться, что нередко понимание сакрального в жизни человека, философии и искусстве тесно связано с понятием духовного, жизнью Духа в человеческой Душе. В случае искусства как такового эта связь выявлена более очевидно, так как сама Идея и образы, связанные с ней, воплощаются через человеческую личность, наполняясь субъективными воззрениями мастера. Само же искусство есть «,...художественным разрешением противоречия человеческой жизни...»,, каковое «,...происходит в объективированной форме произведения, в котором дисгармонические отношения мира предельно обостряются и переходят в гармонические», (Хамитов).
Герои Ольги Рапай, подобные святому Франциску, Иакову, «,поэтам», —, прежде всего, люди-праведники, основа жизни которых есть Дух, само их существование одухотворяет окружающий мир. Ее Франциск Ассизский будто погружен в себя и, вместе с тем, гармонично слит с окружающей природой. На его лице можно уловить некий оттенок грусти человека, совершившего множество внутренних жертв ради познания Гармонии как таковой и жизни Духа в Природе. Этот немолодой человек будто уже прошел незримую грань, когда обостренная дисгармония становится гармонией.
Скульптуру «,Лестница Иакова», можно понимать как один из вариантов отображения встречи человеческой Души с Божественным Духом. Здесь уместно вспомнить, что традиционно этот библейский сюжет трактуется как связь между Небом и Землей, Богом и человеком и, одновременно, в облике сияющей лестницы, по которой спускаются и поднимаются ангелы, предстает сам Бог. Ольга Рапай очень выразительно изобразила тревожный сон старого Иакова. Он сидит в достаточно некомфортной позе, опираясь щекой на ладонь, высокий лоб прорезали глубокие морщины. В отличие от юного библейского Иакова, у Ольги Рапай он —, убеленный сединами, умудренный опытом и напоенный внутренней горечью старец-праведник. Ангелы же во всех произведениях Ольги Рапай всегда имеют детский облик. В ее творчестве они достаточно часто приобретают значение неких символических воплощений радости, весны, музыки, вдохновения, гармонии. В «,Лестнице Иакова», можно видеть кажущийся дуализм между гармонией и дисгармонией. Вместе с тем тот факт, что дети-ангелы есть суть тревожного видения Иакова, в нем можно также видеть сам момент, когда «,дисгармонические отношения предельно обостряются и переходят в гармонические»,.
«,Поэты и музы», Ольги Рапай повествует о сакральности вдохновения как такового. Лица бородатых поэтов своими высокими лбами с глубокими морщинами и печатью горечи вдохновения на лицах напоминают того же Иакова. Их просветленные лица контрастируют с подчеркнуто земными обнаженными музами, сидящими на их плечах.
Этот контраст подчеркивает значимость внутренней жизни «,поэтов», и божественной власти Вдохновения, преобразующего профанную реальность.
Итак, творчество есть процесс «,...коренящийся в культуре, но выходящий за его пределы... Акт творческого вдохновения постоянно разрушает культуру и созидает ее вновь», (Хамитов).
Можно предположить, что «,Поэты и музы», Ольги Рапай —, символическое изображение жизни гения, который, одухотворяя обыденность, принимает и горечь вдохновения, ибо оно есть «,...вспышка полной свободы человека. Лишь во вдохновении рождается истинное могущество», (Хамитов).
Описанные произведения —, лишь малая часть из творческого наследия Ольги Рапай. Убийственная для художника склонность довольствоваться, а то и любоваться сделанным, состоявшимся не угрожали ей никогда. В ее творчестве неотвратимо совершаются перемены: мастеру невозможно повторять, цитировать самое себя. Но из того, что уже создано ей и описано в данном исследовании можно сделать следующие выводы:
1. Сакральное в творчестве Ольги Рапай тесно связано с Духовным, и жизнь Духа сакральна.
2. Само Духовное она, прежде всего, связывает с человечностью, гуманистическим началом.
Сама же Рапай высказывается о своем творчестве таким образом: «,Используя сказочные, мифологические, библейские сюжеты, не пытаясь иллюстрировать их. Это попытка «,высказать свое отношение к этическим... проблемам»,.
Вопросы о сакральном, духовном и этическом в человеческой жизни вечны, и каждая работа Рапай выявляет новую грань этого бесконечного поиска Истины.