ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Сакральное в творчестве Ольги Рапай
Філософія творчості

Сакральное в творчестве Ольги Рапай

Е. Зайченко, Национальная академия искусств и архитектуры, Киев

Прежде чем приступить непосредственно к теме, следует заметить, что цель данной работы не столько искусствоведческое исследование, сколько попытка прикосновения к внутреннему миру человека, который творил свои собственные внутренние законы, по сути, в беззаконном времени.

Ольга Перецевна Рапай, дочь известного еврейского поэта, драматурга и романиста &#151, Переца Маркиша &#151, и женщины-переводчика Зинаиды Йоффе, студентка факультета скульптуры Киевского государственного художественного института (ныне Национальная Украинская Академия изобразительного искусства и архитектуры) в 1952 году оказалась вне закона как дочь врага народа.

Пребывание в тюрьме и ссылке в начале творческого пути не явилось фактором разрушения ни человеческой личности, ни мастера.

В контексте воплощения внутренних сакральных законов Ольги Рапай в искусстве уместно уделить внимание скульптурам &#171,Франциск Ассизский&#187,, &#171,Лестница Иакова&#187,, &#171,Поэты и музы&#187,.

Следует также оговориться, что нередко понимание сакрального в жизни человека, философии и искусстве тесно связано с понятием духовного, жизнью Духа в человеческой Душе. В случае искусства как такового эта связь выявлена более очевидно, так как сама Идея и образы, связанные с ней, воплощаются через человеческую личность, наполняясь субъективными воззрениями мастера. Само же искусство есть &#171,...художественным разрешением противоречия человеческой жизни...&#187,, каковое &#171,...происходит в объективированной форме произведения, в котором дисгармонические отношения мира предельно обостряются и переходят в гармонические&#187, (Хамитов).

Герои Ольги Рапай, подобные святому Франциску, Иакову, &#171,поэтам&#187, &#151, прежде всего, люди-праведники, основа жизни которых есть Дух, само их существование одухотворяет окружающий мир. Ее Франциск Ассизский будто погружен в себя и, вместе с тем, гармонично слит с окружающей природой. На его лице можно уловить некий оттенок грусти человека, совершившего множество внутренних жертв ради познания Гармонии как таковой и жизни Духа в Природе. Этот немолодой человек будто уже прошел незримую грань, когда обостренная дисгармония становится гармонией.

Скульптуру &#171,Лестница Иакова&#187, можно понимать как один из вариантов отображения встречи человеческой Души с Божественным Духом. Здесь уместно вспомнить, что традиционно этот библейский сюжет трактуется как связь между Небом и Землей, Богом и человеком и, одновременно, в облике сияющей лестницы, по которой спускаются и поднимаются ангелы, предстает сам Бог. Ольга Рапай очень выразительно изобразила тревожный сон старого Иакова. Он сидит в достаточно некомфортной позе, опираясь щекой на ладонь, высокий лоб прорезали глубокие морщины. В отличие от юного библейского Иакова, у Ольги Рапай он &#151, убеленный сединами, умудренный опытом и напоенный внутренней горечью старец-праведник. Ангелы же во всех произведениях Ольги Рапай всегда имеют детский облик. В ее творчестве они достаточно часто приобретают значение неких символических воплощений радости, весны, музыки, вдохновения, гармонии. В &#171,Лестнице Иакова&#187, можно видеть кажущийся дуализм между гармонией и дисгармонией. Вместе с тем тот факт, что дети-ангелы есть суть тревожного видения Иакова, в нем можно также видеть сам момент, когда &#171,дисгармонические отношения предельно обостряются и переходят в гармонические&#187,.

&#171,Поэты и музы&#187, Ольги Рапай повествует о сакральности вдохновения как такового. Лица бородатых поэтов своими высокими лбами с глубокими морщинами и печатью горечи вдохновения на лицах напоминают того же Иакова. Их просветленные лица контрастируют с подчеркнуто земными обнаженными музами, сидящими на их плечах.

Этот контраст подчеркивает значимость внутренней жизни &#171,поэтов&#187, и божественной власти Вдохновения, преобразующего профанную реальность.

Итак, творчество есть процесс &#171,...коренящийся в культуре, но выходящий за его пределы... Акт творческого вдохновения постоянно разрушает культуру и созидает ее вновь&#187, (Хамитов).

Можно предположить, что &#171,Поэты и музы&#187, Ольги Рапай &#151, символическое изображение жизни гения, который, одухотворяя обыденность, принимает и горечь вдохновения, ибо оно есть &#171,...вспышка полной свободы человека. Лишь во вдохновении рождается истинное могущество&#187, (Хамитов).

Описанные произведения &#151, лишь малая часть из творческого наследия Ольги Рапай. Убийственная для художника склонность довольствоваться, а то и любоваться сделанным, состоявшимся не угрожали ей никогда. В ее творчестве неотвратимо совершаются перемены: мастеру невозможно повторять, цитировать самое себя. Но из того, что уже создано ей и описано в данном исследовании можно сделать следующие выводы:

1. Сакральное в творчестве Ольги Рапай тесно связано с Духовным, и жизнь Духа сакральна.

2. Само Духовное она, прежде всего, связывает с человечностью, гуманистическим началом.

Сама же Рапай высказывается о своем творчестве таким образом: &#171,Используя сказочные, мифологические, библейские сюжеты, не пытаясь иллюстрировать их. Это попытка &#171,высказать свое отношение к этическим... проблемам&#187,.

Вопросы о сакральном, духовном и этическом в человеческой жизни вечны, и каждая работа Рапай выявляет новую грань этого бесконечного поиска Истины.