Сакрализация профанного времени
Шварц, Институт антропологии, Франция
«Реставрация» мифического времени есть результат любого обряда и любой ритуальной церемонии.
Ритуал -- это повторение фрагмента изначального времени. А изначальное время служит моделью для всех времен. То, что однажды произошло, непрестанно повторяется. Достаточно знать миф, чтобы понять жизнь.
Ритуал позволяет сделать мифическое время настоящим; он сакрализует профанное время. Тем не менее, не следует путать мифическое и сакральное время. Сакральное время приводит человека к мифическому времени, но отличается от него. Профанное же ведет к становлению, к истории, к длительности.
Повторяя архетипальное действие, человек проникает во внеисторическое время, и это проникновение может произойти лишь при условии уничтожения профанного времени.
Таким образом, мы имеем триптих, состоящий из мифического (или изначального) времени, сакрального времени, которое направлено к центру, истокам и единству, и профанной длительности, ведущей к периферии вещей, к рассеиванию и множественности.
Любое профанное время может стать сакральным временем; в любой момент длительность может быть обращена в вечность.
Периодичность сакрального времени занимает значительное место в религиозных концепциях человечества; это механизм имитации архетипа, повторение архетипального действия, уничтожающего длительность, «искривляющего» профанное время и преобразующего его в сакральное время.
Сакральное время обычно устанавливается в ходе коллективных празднеств посредством календаря. В самом деле, периодические праздники закрывают временной цикл и открывают новый, осуществляя таким образом тотальное возрождение времени. Большая часть периодических церемоний символически повторяет сотворение. Именно благодаря этому эффекту повторения время из линейного, каким оно было, становится одновременно цикличным и вечно настоящим.
Сакральное время христианской литургии, когда происходит таинство превращения хлеба и вина, качественно отличается от профанной деятельности; оно не только взаимосвязано с сакральным временем предыдущих и последующих литургий, но, кроме того, может считаться продолжением всех литургий, имевших место с момента, когда было заложено начало таинства причастия и до настоящей минуты. Напротив, профанная деятельность, протекающая между двумя богослужениями, поскольку она не преобразуется в сакральное время, никоим образом не соприкасается с иерофаническим временем обряда: эта длительность протекает, так сказать, параллельно сакральному времени, предстающему перед нами как континуум, лишь внешне прерываемый профанными интервалами.