ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Сакрализация профанного времени
Феноменологія релігій про простір і час

Сакрализация профанного времени

Шварц, Институт антропологии, Франция

«Реставрация» мифического времени есть результат любого обряда и любой ритуальной церемонии.

Ритуал -- это повторение фрагмента изначального времени. А изначальное время служит моделью для всех времен. То, что однажды произошло, непрестанно повторяется. Достаточно знать миф, чтобы понять жизнь.

Ритуал позволяет сделать мифическое время настоящим; он сакрализует профанное время. Тем не менее, не следует путать мифическое и сакральное время. Сакральное время приводит человека к мифическому времени, но отличается от него. Профанное же ведет к становлению, к истории, к длительности.

Повторяя архетипальное действие, человек проникает во внеисторическое время, и это проникновение может произойти лишь при условии уничтожения профанного времени.

Таким образом, мы имеем триптих, состоящий из мифи­ческого (или изначального) времени, сакрального времени, которое направлено к центру, истокам и единству, и профанной длительности, ведущей к периферии вещей, к рассеиванию и множественности.

Любое профанное время может стать сакральным временем; в любой момент длительность может быть обращена в вечность.

Периодичность сакрального времени занимает значительное место в религиозных концепциях человечества; это механизм имитации архетипа, повторение архетипального действия, уничтожающего длительность, «искривляющего» профанное время и преобразующего его в сакральное время.

Сакральное время обычно устанавливается в ходе кол­лективных празднеств посредством календаря. В самом деле, периодические праздники закрывают временной цикл и открывают новый, осуществляя таким образом тотальное возрождение времени. Большая часть периодических церемоний символически повторяет сотворение. Именно благодаря этому эффекту повторения время из линейного, каким оно было, становится одновременно цикличным и вечно настоящим.

Сакральное время христианской литургии, когда происходит таинство превращения хлеба и вина, качественно отличается от профанной деятельности; оно не только взаимосвязано с сакральным временем предыдущих и последующих литургий, но, кроме того, может считаться продолжением всех литургий, имевших место с момента, когда было заложено начало таинства причастия и до настоящей минуты. Напротив, профанная деятельность, протекающая между двумя богослужениями, поскольку она не преобразуется в сакральное время, никоим образом не соприкасается с иерофаническим временем обряда: эта длительность протекает, так сказать, параллельно сак­раль­ному времени, предстающему перед нами как континуум, лишь внешне прерываемый профанными интервалами.