Соотношения естественнонаучной и мифологической картин мира
А. И. Чуличков, Культурный центр «,Новый Акрополь»,, Москва
Целью работы является попытка проведения параллелей между естественнонаучной и мифологической картинами мира. Реальный мир рассматривается с точки зрения его модели, построенной в естественных науках и в мифологии, вопрос об адекватности этих моделей остается в стороне.
Согласно мифологической традиции, модель мира имеет три уровня: мир физический, мир души, и мир духа, высших идей и архетипов. Модель физического мира описывает реальность, доступную для исследования с помощью наших органов чувств, измерительных приборов и т.д. Естественнонаучное знание касается именно этой составляющей мира. Из него исключен человек как то, что не подвластно объективным законам. Метафизический мир охватывает человека, который и занимает здесь главное место, наполнен событиями, происходящими с человеком —, как во внешнем проявлении, так и во внутренних состояниях (мысли, эмоции). Научные подходы на уровне качественных выводов работают и здесь. Модели этого мира строит философия, психология, и социология и т.п. Трансцендентный мир, согласно мифологической традиции,—, это мир непознанного, мир высоких идей и архетипов, мир матриц и моделей поведения как одного человека, так и общества и природы в целом.
Поясним, почему трансцендентный мир рассматривается как составная часть нашей модели Вселенной. В повседневном поведении мы почти никогда не руководствуемся расчетами или обращениями к моделям психологии и социологии. Более того, модели разных наук, как физического, так и метафизического плана, отделены одна от другой, они написаны на разных языках. Объединение всех наших знаний в единое представление о мире неосознано, но единая картина мира существует, на ее основе мы принимаем интуитивные решения —, и часто достаточно адекватные.
Из предыдущего следует, что принципиально неправильно было бы описывать трансцендентный мир языком науки —, требовать строгой логической связи между различными утверждениями, экспериментальных подтверждений и т.п. Всякий раз, когда “часть” трансцендентного мира удается описать таким образом, она переходит в область физики или метафизики, но неосознанное никогда не исчерпается.
Язык для описания трансцендентного мира известен из древности, это язык мифа. Миф, по мнению ряда исследователей [1-5], предназначен для того, чтобы создать единую картину мира на всех планах, неподвластную критике. Этот язык обладает своей логикой и своими законами, отличными от принятых в науке. Действительно, поскольку миф предназначен для описания мира неосознанного, то его язык не должен быть конкретным, его понятия могут давать лишь символы явлений, описывать общие принципы, тенденции, предпочтения. Связь мифологических сценариев с воспринимаемыми явлениями называется интерпретацией, она является необходимым этапом моделирования, связывающим абстрактные понятия любой модели с реальностью.
Так как модели названных миров имеют отношение к одной и той же Вселенной, то структура и свойства ее должны найти отражение в моделях всех трех слоев. Это отражается в параллелях, которые можно заметить, занимаясь интерпретацией как мифа, так и научных моделей.
Наиболее ярко они видны в космогонических мифах. Еще один широко распространенный мифологический сценарий, связанный с развитием, содержится в мифах о потопе. Они описывают конец цикла, который понимается как конец предыдущего этапа и начало следующего. Миф о потопе есть и в Библии, и в шумерских сказаниях о Гильгамеше, и в древнегреческих мифах (о Девкалионе и Пирре), в Древней Индии (миф о Ману и воплощении бога Вишну), в Египте (“Книга коровы”) [6]. Согласно мифам, на каком-то этапе развития приходят воды, и все гибнет в хаосе, но после ухода вод начинается новый этап. Важно, что этот этап возникает из семян новой жизни, пронесенных через воды хаоса. В нелинейной динамике в реалистичных моделях хаос не бывает полным, всегда есть то, что не разрушается, и дает начало новому. В мифе на новом этапе не может родиться все, что угодно, а лишь то, что перенесено через воды, то, что заложено в ковчеге на предыдущем этапе существования. Так же и по представлениям нелинейной динамики, будущее определяется лишь ограниченным набором аттракторов.
Литература
1. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость.—, М.: ПЕР СЭ, СПб: Университетская книга, 2000.—, 304 с. 2. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Т.1. Собр. соч. в 2-х т. М.: Правда. 1990. 3. Капра Ф. Дао физики: Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб: ОРИС, 1994. 4. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.:Правда. 1994. 5. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука. 1986. 6. Мифы народов мира.. М.: Советская энциклопедия. 1992.