Свобода и творчество с точки зрения гуманистической психологии
И. Каменщикова, Ассоциация «Новый Акрополь», Киев
Тысячью невидимых нитей мы связаны с другими людьми и окружающим миром. Возможна ли свобода от общества? В буддизме есть понятие «мокша» — полное освобождение, и оно не предполагает жизни «в миру», то есть участия в каких-либо процессах, включая социальные и политические. Поскольку в буддизме ценится лишь приобретенный опыт, жизнь дается человеку для того, чтобы этот опыт получить — удовлетворить свои потребности, которые, оставаясь в потенциале, становятся могучей силой неудовлетворенных желаний и, стало быть, источником несвободы.
О том же говорит Маслоу, известнейший современный психолог, основоположник гуманистической («трансперсональной») психологии. Только тот, кто уже добился — однажды — уважения и признания, способен без ревности и зависти принимать успехи и достижения других людей и работать не ради славы и почестей, а побуждаемый необъяснимым (рационально) и всецело захватывающим желанием осуществить задуманное, решить поставленную задачу, реализовать проект, то есть выполнить поставленную перед собой цель, превосходящую те рамки, в которые неизбежно заключены интересы личности. Именно эти рамки и составляют клетку, камеру заключения, где цепями и оковами (по Платону) являются неведение, эгоизм, инстинкты и привязанности. Может ли человек проявлять любовь к ближним, если он ни разу не испытал, что значит быть любимым, если он не уверен, что достоин любви, если он считает других лишь опасными соперниками и старается изолировать объект своей любви-привязанности, чтобы быть его единственным хозяином? При таком подходе не может быть и речи о свободном самовыражении, которое, по Маслоу, называется самоактуализацией — желанием максимально выразить себя, реализовать то, что пока существует лишь в потенциале. Речь идет о том, что биологически присущая человеку потребность в росте, развитии и самосовершенствовании может быть удовлетворена в случае высокой степени освобождения от обычных потребностей организма, включая чувство безопасности (защищенности), уверенности в завтрашнем дне, в том, что достоин любви, дружбы, уважения.
Такого человека можно назвать самодостаточным — он ничего не ждет от окружающих его людей и общества, хотя готов щедро делиться тем, что имеет, преимущественно внутренним богатством, умением любить и творить. Почему такой человек умеет творить — потому что у него есть опыт сотворения самого себя, своего внутреннего пространства, которое настолько организовано, что не нуждается во внешних рамках.
Как человек может прийти к такой внутренней свободе? Только путем познания себя и мира, что сопровождается нравственным поиском. Как говорил Кант, «две вещи наполняют душу благоговением и восторгом — звездное небо надо мной и нравственный закон во мне». Одно невозможно без другого. Нравственный закон укрепляется и утверждается по мере осознания человеком своего места в мире, своей удивительной причастности ко всему существующему, своего единства с человечеством в целом. Такое принятие мира и окружающих людей дает возможность более точно видеть то, что происходит вокруг, развевает туман страхов и неоправданных ожиданий — и приходит удивительная ясность, все становится простым и понятным. Остается только найти способ, чтобы выразить это в форме, доступной другим, еще не пришедшим к этому видению, к этой гениальной простоте. «И быстрый холод вдохновенья власы подъемлет на челе...» Надо забыть о себе, чтобы стать по-настоящему великим. В подлинном творчестве нет места мелочному расчету, капризам, личным удобствам и удовольствиям. Есть цель — вечная, прекрасная и почти достижимая, она ждет своего воплощения, она требует от нас напряжения всех сил. А наградой становится сам процесс ее осуществления.
Возвращаемся к Маслоу и находим человека, свободного от общества, независимого в своих суждениях, имеющего свой внутренний нравственный закон, но продолжающего работать ради этого общества, решать проблемы и задачи, которые он сам считает важными и ценными. При этом его работа очень эффективна как работа свободного человека, направленная на осуществление собственной цели. Успех ее предопределен тем, что она осуществляется в соответствии с законами природы, с учетом тенденций эволюционного развития человека и общества. Итак, мы можем сделать вывод, что человек находит свое место в жизни, реализует свои потенциалы — творческие и личностные — избавляясь от тех пут, которые созданы его собственным несовершенством и, в первую очередь, неведением и эгоизмом.