Символическое пространство храма
Мусулин Антон, Ассоциация «Новый Акрополь», Киев
Для религиозного человека, кроме мирского пространства-времени, существует священное, которое воплощает идею дороги, ведущей в вечность, идею оси, соединяющей между собой миры, и идею внутренней трансмутации, позволяющей двигаться по этой дороге.
Священное и мирское отделены друг от друга. Одно является территорией и владением Бога, другое -- территорией человека; одно -- пространство стремления возвыситься духовно, другое -- пространство преходящих стремлений и желаний. Преступая порог храма, линию, которая разделяет и соединяет мирскую и священную реальность, верующий совершает переход из одной онтологической плоскости в другую. Мирское пространство, находящееся по другую стороны порога, олицетворяет Хаос, или Бездну, которая существовала, когда еще ничего не было.
В отличие от мирского, священное пространство, каковым является храм и прилегающая к нему территория,-- это чистое пространство. Поэтому вхождение в храм всегда сопровождается обрядом очищения.
Как территория иного порядка пространство храма устойчиво. Хотя с течением времени его форма и некоторые внутренние элементы могут трансформироваться, в храме есть то, что остается неизменным на протяжении всей истории той или иной религии, без чего саму религию невозможно мыслить как таковую.
Храм -- центр мира. Идея центра в разные времена она выражалась по-разному: это могли быть колонна, столб, лестница, гора, дерево и, конечно, храм. Относительно центра, символа Первопричины, все существующее является светлым или темным, сильным или слабым -- близким центру или удаленным от него. Центр создает иерархию сил внутри миропорядка, определяет взаимосвязь и взаимоотношение его частей. Центр мира является центром не только с точки зрения пространственных координат, он также находится у истоков времени. Центр делает нечто более или менее древним.
Храм является копией небесной модели -- первого храма, первого священного пространства, и его возведение соответствует сотворению Космоса. Архитектор, создающий храм, в каком-то смысле имитирует деяния Бога, сам превращается в демиурга. Человек же, участвующий в литургии, символически воссоздает храм внутри себя.
Храм как образ Микрокосма и Макрокосма, мира и человека должен существовать в трех плоскостях. Он имеет свое небо, свою землю и свой подземный мир -- свои дух, душу и тело. Движение от входа храма к алтарю -- это движение от мира подземного -- страны заката -- к миру небесному -- стране восхода света. На вертикальной оси тройственность представляют крипта, основание храма и купол -- солнечная ладья.
Основой большинства религий, включая и христианство, является миф о солнечном герое, и поэтому храм ориентирован согласно сторонам света. Он -- образ пространственного креста, которому соответствует крест времени -- крест равноденствия/солнцестояния или крест времен года.