ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Символический язык православного храма
Міф як священна історія людства.

Символический язык православного храма

М. Г. Батуркин, Институт философии им. Г. С. Сковороды НАНУ, Киев

Храм в православном религиозном сознании несет огромную символическую нагрузку, которая зашифрована в архитектонике внутреннего пространства и храмовой живописи и оказывает влияние на сознание верующих. Язык художественных приемов, используемых в архитектуре и изобразительном искусстве православия являет собой специальный способ передачи религиозной информации посредством условных знаков-символов.

Рассмотрим некоторые семантические принципы православной храмовой архитектуры и иконописи.

Повлиявшие на христианскую храмовую архитектуру античная и авраамическая (ветхозаветная) традиции, обусловили различие западной-динамичной и восточной-статичной моделей храма. Три части Иеруса­лимского храма: двор, храм и святая святых сохраняются и в структуре христианского храма: притвор, храм (наос, неф) и алтарь.

Храм часто уподобляли Ноеву Ковчегу, в котором верные спасаются среди бурных вод мира сего, или Лодке Петра, в которой собраны ученики Христовы, плывущие вместе со Спасителем к новой гавани &#151, к Небесному Иерусалиму. Образ корабля &#151, символ Церкви. Не случайно основное пространство храма называется &#171,неф&#187, или &#171,наос&#187,, что по-гречески и означает &#171,корабль&#187,.

Храм в православном сознании также мыслится как образ мира, космос. Внутреннее пространство храма делится на две зоны &#151, горнюю и дольнюю. Семантически горняя часть &#151, это небесная сфера, дольняя &#151, четверик &#151, земной мир. Соответственно этому делению располагаются и храмовые росписи.

Ярусы символизируют иерархичность мира. Верхние регистры отведены главным событиям &#151, жизни Христа и Богородицы, чуть ниже &#151, Ветхий Завет, житийные сцены, еще ниже &#151, вселенские соборы, как отражение жизни Церкви. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур &#151, это либо святые отцы &#151, богословский, интеллектуальный &#171,фундамент&#187, Церкви, либо святые князья, иноки, столпники, воины &#151, те, кто в духовной брани стоят на страже Церкви.

Храмовая декорация начинает развиваться сверху, от купола. Купольное пространство семантически воспринимается как реальное небо, куда удалился Христос во время Вознесения. Оно соединяется с четвериком при помощи конструктивных элементов полусферической формы &#151, парусов, &#151, которые осмысливаются также символически, как соединение небесной и земной сфер, на них обычно располагают изображения евангелистов, которые соединяли небо и землю, распространяя по миру Благую весть. Арки символизируют мосты между мирами, на них изображают обычно апостолов. На столбах, поддерживающих арки и своды, изображаются святые подвижники, которых называют &#171,столпами&#187, Церкви. Своим подвигом они держат Церковь, как столбы держат своды храма. На сводах и стенах располагаются сцены из Нового и Ветхого Завета, жития Богородицы и святых, из истории Церкви. Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, скажем, в храме, посвященном Богородице, будут преобладать сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста.

Внизу, по периметру храма, опоясывающей лентой располагаются декоративные &#171,полотенца&#187, &#151, это символическое напоминание, что храм прообразом своим имеет иерусалимскую горницу, в которой совершалась Тайная вечеря.

Восточная стена храма посвящена темам Воплощения и Спасения. Сферическая форма апсиды символично осмысляется как вифлеемская пещера, в которой родился Спаситель, и в то же время &#151, гроб, из которого вышел Воскресший Христос.

Восточной стене в смысловом плане противостоит западная. На ней изображаются композиции касающиеся начала и конца мира, наиболее важной из которых оказывается композиция &#171,Страшный Суд&#187,. Она напоминает человеку о смертном часе и о его ответственности перед Богом.

Таким образом, внутреннее храмовое пространство, храмовые росписи представляют собой христианский образ мира, знаковый текст, который включает историю (Священную историю, историю Церкви и страны), метаисторию (Сотворение мира и его конец), символически передает устройство и иерархию мира, несет благовествование, отражает историю спасения Словом, воплощенным в архитектурных и иконических образах.

Символическая система православного храма, представляющая собой семиотическое единство храмовой живописи и архитектуры, предстает для верующего инструментом познания Абсолюта, восхождения его души к постижению того, что рациональным путем непостижимо. Зримость и осязаемость храмовой символики православия позволяют человеку непосредственно и напря­мую войти в контекст христианского миро­понимания во всей его сложности и много­гранности.