Символический язык православного храма
М. Г. Батуркин, Институт философии им. Г. С. Сковороды НАНУ, Киев
Храм в православном религиозном сознании несет огромную символическую нагрузку, которая зашифрована в архитектонике внутреннего пространства и храмовой живописи и оказывает влияние на сознание верующих. Язык художественных приемов, используемых в архитектуре и изобразительном искусстве православия являет собой специальный способ передачи религиозной информации посредством условных знаков-символов.
Рассмотрим некоторые семантические принципы православной храмовой архитектуры и иконописи.
Повлиявшие на христианскую храмовую архитектуру античная и авраамическая (ветхозаветная) традиции, обусловили различие западной-динамичной и восточной-статичной моделей храма. Три части Иерусалимского храма: двор, храм и святая святых сохраняются и в структуре христианского храма: притвор, храм (наос, неф) и алтарь.
Храм часто уподобляли Ноеву Ковчегу, в котором верные спасаются среди бурных вод мира сего, или Лодке Петра, в которой собраны ученики Христовы, плывущие вместе со Спасителем к новой гавани —, к Небесному Иерусалиму. Образ корабля —, символ Церкви. Не случайно основное пространство храма называется «,неф», или «,наос»,, что по-гречески и означает «,корабль»,.
Храм в православном сознании также мыслится как образ мира, космос. Внутреннее пространство храма делится на две зоны —, горнюю и дольнюю. Семантически горняя часть —, это небесная сфера, дольняя —, четверик —, земной мир. Соответственно этому делению располагаются и храмовые росписи.
Ярусы символизируют иерархичность мира. Верхние регистры отведены главным событиям —, жизни Христа и Богородицы, чуть ниже —, Ветхий Завет, житийные сцены, еще ниже —, вселенские соборы, как отражение жизни Церкви. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур —, это либо святые отцы —, богословский, интеллектуальный «,фундамент», Церкви, либо святые князья, иноки, столпники, воины —, те, кто в духовной брани стоят на страже Церкви.
Храмовая декорация начинает развиваться сверху, от купола. Купольное пространство семантически воспринимается как реальное небо, куда удалился Христос во время Вознесения. Оно соединяется с четвериком при помощи конструктивных элементов полусферической формы —, парусов, —, которые осмысливаются также символически, как соединение небесной и земной сфер, на них обычно располагают изображения евангелистов, которые соединяли небо и землю, распространяя по миру Благую весть. Арки символизируют мосты между мирами, на них изображают обычно апостолов. На столбах, поддерживающих арки и своды, изображаются святые подвижники, которых называют «,столпами», Церкви. Своим подвигом они держат Церковь, как столбы держат своды храма. На сводах и стенах располагаются сцены из Нового и Ветхого Завета, жития Богородицы и святых, из истории Церкви. Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, скажем, в храме, посвященном Богородице, будут преобладать сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста.
Внизу, по периметру храма, опоясывающей лентой располагаются декоративные «,полотенца», —, это символическое напоминание, что храм прообразом своим имеет иерусалимскую горницу, в которой совершалась Тайная вечеря.
Восточная стена храма посвящена темам Воплощения и Спасения. Сферическая форма апсиды символично осмысляется как вифлеемская пещера, в которой родился Спаситель, и в то же время —, гроб, из которого вышел Воскресший Христос.
Восточной стене в смысловом плане противостоит западная. На ней изображаются композиции касающиеся начала и конца мира, наиболее важной из которых оказывается композиция «,Страшный Суд»,. Она напоминает человеку о смертном часе и о его ответственности перед Богом.
Таким образом, внутреннее храмовое пространство, храмовые росписи представляют собой христианский образ мира, знаковый текст, который включает историю (Священную историю, историю Церкви и страны), метаисторию (Сотворение мира и его конец), символически передает устройство и иерархию мира, несет благовествование, отражает историю спасения Словом, воплощенным в архитектурных и иконических образах.
Символическая система православного храма, представляющая собой семиотическое единство храмовой живописи и архитектуры, предстает для верующего инструментом познания Абсолюта, восхождения его души к постижению того, что рациональным путем непостижимо. Зримость и осязаемость храмовой символики православия позволяют человеку непосредственно и напрямую войти в контекст христианского миропонимания во всей его сложности и многогранности.