ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Система личностного формирования Хинаяны
Філософія і релігія про сенс життя і кінцеву мету людини.

Система личностного формирования Хинаяны

Юрий Обревко, Ассоциация «Новый Акрополь», Киев

Следуя этапам своего собственного духовного пути, Гаутама Будда начал учить Малой Колеснице, пути Хинаяны, согласно которому человек только самостоятельно, без всякой посторонней помощи может достичь Освобождения из круговорота смертей и рождений, и освободить он может только самого себя. Но это — трудный путь, он не зависит от божественного милосердия, а лишь от избранного Буддой идеала и морального закона вселенной и предназначен только для сильных, которых очень мало в этом мире. На этом пути со множеством препятствий никто никому не подаст руку помощи, каждый сам должен его пройти. Хинаяна есть религия помощи самому себе. Хинаянисты твердо держатся слов Будды: «Будь светильником самому себе». Каждый может и должен сам для себя достигнуть высокой цели. Жизнь и учение Будды являются идеалом человека, а также показывают каждой скованной личности возможность достижения освобождения. Веря в нравственный закон, гарантирующий сохранение каждой частицы пройденного пути совершенствования, хинаянист следует по указанному Буддой великому пути и надеется получить Освобождение. Его цель — архатство или Нирвана.

Следуя учению Хинаяны, мы встречаем прежде всего фигуру пратьекабудды — человека, который должен искать Просветления в то время, когда в мире нет будды. Пратьекабудда достигает Просветления совершенно самостоятельно и немедленно покидает мир, уходя в Нирвану, унося с собой весь свой духовный опыт.

Вступившие на путь личностного формирования Хинаяны есть учениками — шравака, что значит «слушающие голос». Шравака, в свою очередь, делятся на четыре категории согласно той ступени, на которой они стоят на буддистском Пути. На первой ступени стоит сропатанна, только что вступивший в поток, который ведет к Нирване, к великому покою. На второй ступени Пути стоит сакридагамин, продвинувшийся в духовном величии настолько, что ему осталось всего один раз переродиться в нашем мире, который называется мир Саха, и на этом его страдания закончатся. Ступенью выше стоит анагамин, который настолько освободился от всех страстей и желаний, что уже не возродится в нашем мире, но непосредственно перейдет в высшие миры. И наконец, на наивысшей ступени Хинаяны мы находим фигуру архата, который уже здесь, на земле, достиг Нирваны «с остатком» в виде собственного тела, а после гибели тела перейдет в «нирвану без остатка», которая в Хинаяне понимается как полное уничтожение. Архаты есть единолично-пробужденные. Каждый шаг на этом пути обусловлен огромным количеством перерождений в круге смертей и жизней.

Хотя «слушающие голоса» — ниже, а единолично-пробужденные — выше, основа у них одна. И те и другие следуют учению пути хинаяны, которое служит методом лишь индивидуального освобождения от круговорота бытия. Они берут за основу свод этических правил в сочетании с твердым намерением выйти из круговорота бытия и на основе этого вырабатывают единство безмятежности (шаматха) и особого постижения (випашьяна), устремлённого к пустоте. Тем самым они избавляются от скверн и от их семян, так что скверны не могут произрасти вновь. Действуя так, они достигают освобождения.

И «слушающие голоса», и единолично-пробужденные должны последовательно пройти пять путей: путь накопления, применения, видения, медитации и не-учения-более.