ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Томас Манн: художественный анализ эпохи в романе «Доктор Фаустус»
Походження і розвиток народних традицій

Томас Манн: художественный анализ эпохи в романе «Доктор Фаустус»

М. Прилипко, Национальная музыкальная академия им. П. И. Чайковского, Киев

Творчество знаменитого немецкого писателя Томаса Манна (1875-1955) всегда характеризовалось сложностью и глубиной затрагиваемых в его произведениях тем. Интерес немецкого писателя к глубинным проблемам бытия, поиски смысла человеческого существования, эксперимент с изобразительными и выразительными средствами наиболее полно выразились в его самом значительном произведении — «Доктор Фаустус» (1947). То, что он обратился к знаменитому сюжету, уже свидетельствует о его желании дать новое художественное решение знаменитой средневековой легенде о человеке, продавшем свою душу дьяволу.

История о докторе Фаусте послужила для Т. Манна художественным средством анализа важнейшей ситуации в истории Германии ХХ века — искушение злом немецкого народа; характерна и эволюция самого писателя: от национал-патриотических идей эпохи Первой мировой войны (1914-1918), что наиболее полно выразилось в его публицистике той поры, собраной в сборнике «Рассуждения аполитичного» (1918), до радикальной конфронтации с национал-социалистическим режимом Гитлера, который уничтожил в стране демократические основы культуры Веймарской республики (1918-1932).

Существенная переработка Т. Манном сюжета о докторе Фаусте явилась значительным после Гете переосмыслением фаустовской темы. В своем романе он представил всю Германию — от М. Лютера, Р. Вагнера, Ф. Ницше до современной ему культуры. Писатель ужаснулся тотальным масштабам разрушения европейской цивилизации, которые в сознании многих его современников имели значение разрушительного зла. Поэтому Томас Манн отказался от эстетических принципов Веймарского классицизма своего великого предшественника — он отошел от гетевского оптимизма и воссоздал первоначальный мотив легенды о проклятом философе в тональности беспросветного пантрагизма.

Широта обобщений и новая необычная сюжетная форма романа часто квалифицируются исследователями творчества Т. Манна как создание нового жанра в литературе — «романа культуры». Для новых композиционных построений немецкий писатель обратился к музыке. Он прямо заявлял, что легенда и поэма Гете «Фауст» не связывают художественный образ ученого с музыкой, а ему надо было быть музыкальным, быть музыкантом», чтобы быть типичным выражением немецкой души.

Т. Манн был глубоко убежден в том, что музыкальное отношение к миру для немца в действительности является превращенной формой тяготения к абстрагированию и мистицизму, характерным для немецкой ментальности. Мир ясности, логики и вербальности, который закрепляет основы социальной иерархичности и субординации, может быть превзойден только в музыкальном миропереживании как в универсальном языке и типе отношений.

Сделка с чертом — ужасный договор человека и сил зла — может быть преодолен, разрушен лишь в музыкальном чувстве: именно оно противостоит педантизму и унизительной унификации личностного начала в человеке, именно оно и является генетической основой добра и красоты в душе каждого человека.

«Доктор Фаустус» — роман о немецкой душе, как его назвал сам Томас Манн — должен был стать изначально музыкальным. Внутренняя и внешняя его формы, образная атрибутика приобретают все большее значение воплощения в неклассических художественных принципах. Писатель признавался, что его увлечение музыкой привело его к поиску новых синтетических форм слова и музыки, когда традиционные литературные средства уже оказывались недостаточными. В ХХ столетии в эпоху массовых движений, войн и революций произошло возникновение нового в предмете искусства, тональность которого можно было бы выразить одним словом — пантрагизм как основа миропереживания.

Томас Манн назвал свой роман «своего рода симфонией», где идеи и образы приобретали музыкальное построение и несли прежде всего настроение ощущения нескончаемой катастрофы не только для немецкого народа, но и для всех европейцев, для граждан всего мира. Характерно, что в поисках новой эстетики Т. Манн обратился к изучению новейших музыкальных построений, которые, в свою очередь, порывали с классическими традициями европейской рационалистической культуры.

Нововведения в литературной образной форме опирались на знаменитую систему А. Шенберга, которая предвосхищала новый тип музыкального мышления. В комментариях к своему роману немецкий писатель делал специальные пояснения, разъясняющие авторский приоритет новой системы А. Шонбергу. Немецкий романист своей сверхзадачей, как и многие его современники, видел создание «нового гуманизма». Подобно А. Швейцеру и другим немецким гуманистам, он средствами литературы пытался найти новое возрождение на руинах Второй мировой войны, новые ценности как в сфере морали, так и в сфере искусства.

Литература:

1. Апт С. Томас Манн.— М.: «Молодая гвардия», 1972.— 352 с.

2. Майкопар А. О музыке в романе Томаса Манна «Доктор Фаустус».— М., 2005.— 7 с.

3. Манн Г., Манн Т. Эпоха; Жизнь; Творчество. Переписка».— М.: «Прогресс», 1988.— 496 с.